Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов ЛЕРМОНТОВ М. Ю. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВ РАЗБОР И СПЕЦИФИКА ПИСЬМА И СТИЛЯ
ЛЕРМОНТОВ РАЗБОР И СПЕЦИФИКА ПИСЬМА И СТИЛЯ Печать

ЛЕРМОНТОВ И НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Лермонтов хорошо знал народные песни. Ещё мальчиком слышал он песни - протяжные и плясовые, колыбельные и хороводные, любовные и величальные, ямщицкие, солдатские, разбойничьи. Знал исторические песни.

Когда ему было шестнадцать лет, он записал в свою тетрадку: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде не буду искать её, как в русских песнях». Уже в ту пору он писал песни в подражание народным.

Интерес к народной поэзии в русской литературе был в то время очень большой. Народные песни и сказки с жадностью слушал Пушкин. Как раз в ту пору - в 1830-х годах - Пушкин писал, сохраняя дух народных сказок, свой сказки - «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие.

Украинские предания и легенды использовал Гоголь в своих «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

В те же годы появилась сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

В народном духе писал свой песни А. В. Кольцов.

В 1836 году М. И. Глинка закончил свою первую оперу «Иван Сусанин». Он отобразил в ней подвиг народного героя и широко использовал мелодии русских народных песен.

В это же время создал свою «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника'и удалого купца Калашникова» Лермонтов.

При каких обстоятельствах написана эта «Песня», в точности мы не знаем. Известно только, что Лермонтов прислал её в Петербург журналисту Краёвскому, в редакцию «Литературных прибавлений» к газете «Русский инвалид», с Кавказа, куда был сослан за стихи на смерть Пушкина. Однако это не означает, что «Песня» была написана именно на Кавказе.

 

Возможно, что Лермонтов написал её раньше - ещё в Петербурге, в январе или феврале 1837 года, когда был отпущен из полка по болезни и жил в столице, на квартире у своей бабушки. Есть сведения, что поэт «набросал её... во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты».

Получив от Лермонтова новую поэму, Краёвский представил её в цензуру. Но цензор не разрешил печатать произведение ссыльного. По ходатайству знаменитого поэта В. А. Жуковского, тогдашний министр просвещения Уваров разрешил напечатать поэму, но без имени автора.

Поэма сразу же обратила на себя внимание Виссариона Григорьевича Белинского. «Не знаем имени автора этой песни, - писал он, - но если это первый опыт молодого поэта, то не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что литература приобретает сильное и самобытное дарование».

Действительно, в русской поэзии не было ещё произведения, похожего на «Песню про царя Ивана Васильевича...».

Лермонтов не подражал в ней народным песням и былинам, не пересказывал их. Среди песен народа нет ни одной, которая хотя бы отдалённо напоминала песню о судьбе купца Калашникова. Её создал сам Лермонтов. Но создал её в духе народных песен и так глубоко проник в их' стиль и характер, что современные исследователи, сравнивая её с подлинными народными песнями, ставят эту «Песню» в один ряд с самыми замечательными творениями народных певцов и сказителей.

Дореволюционные историки изображали Ивана Грозного злодеем. В его действиях видели проявления бессмысленной жестокости. Но народ воспел в своих песнях завоевание Казани и Астрахани, открытие Сибири, заботы царя Ивана о могуществе и процветании русского государства.

В исторических песнях часто упоминается о вспыльчивости Ивана Грозного, о его гневе и жестокости. Народ и прозвал его «Грозным». Но народ понимал, что Иван IV борется с боярами в интересах государства, и сочувствовал ему в этом.

Иван Грозный говорил о себе: «Жаловати есмя своих хо-лопей вольны, а и казнйти вольны же есмя» - то есть «мы вольны своих рабов жаловать, вольны и казнить». Жили не по закону, а по царской воле: захочет царь - казнит, захочет - помилует. Таким именно и изобразил Лермонтов царя Ивана Васильевича в своей «Песне»: вспыльчивым, гневным, жестоким, действующим по своему произволу. По своей царской прихоти жалует он жену и детей Калашникова из царской казны, а братьев его - правом торговать «безданно, беспошлинно». По своему усмотрению - без суда и закона - отправляет на смертную казнь самого Калашникова.

Начинается поэма Лермонтова с описания царской трапезы. Так начинается и народная песня: «Грозный царь пировал да веселился».

Поэт не погрешил против духа народных песен. Он показал Грозного в разных состояниях, показал его таким, каким тот бывал в милости и в гневе.

Иван Грозный окружил себя «опричными служилыми людьми» из дворян, на верность которых он мог положиться в своих государственных преобразованиях, в борьбе с боярством.

Но доверие царя к опричникам привело к тому, что они злоупотребляли своим положением и своевольничали. Все боялись их, никто не смел на них жаловаться.

Кирибёевич искренне и сильно любит Алёну Дмйтревну, но нанести оскорбление дому купца Калашникова он осмелился только потому, что опричникам всё сходило с рук безнаказанно. Кирибёевич не ждал, что купец решится отомстить ему. Вот почему опричник «побледнел в лице», почему «бойки очи его затуманились» и «между сильных плеч пробежал мороз», когда он услышал грозную речь Калашникова: Калашников вышел биться с ним до смерти.

Лермонтов рассказал о трагической судьбе человека, который выступил против царского слуги и прогневил царя. Тяжкая кара постигла Калашникова за то, что он осмелился протестовать против насилия и произвола, за то, что он вышел защитить честь своей жены и своё человеческое достоинство.

Сильно прогневался царь на купца. Грозно вопрошает он:

  • Вольной волею или нехотя
  • Ты убил на смерть мовб верного слугу,
  • Мово лучшего бойца Кирибёевича?

Может быть, царь и помиловал бы Калашникова, если б тот, упав в ноги, просил государева прощения. Но в том-то и сила Калашникова, что он не боится ни царского опричника, ни самого царя. И он смело признаётся:

  • Я убил его вольной волею,
  • А за что про что - не скажу тебе,
  • Скажу только богу единому.

Калашников - стойкий, независимый человек, никому не подвластный в своих чувствах и помыслах. Он не признаёт за царём права вмешиваться в дела своей совести. За этот смелый ответ царь посылает Калашникова на казнь. Калашников умирает.

И всё же своего он достиг: отомстил за позор, об обиде своей так и не сказал никому, кроме родных братьев.

Но народ всегда знает правду. Знает он и то, что правда на стороне Калашникова. И смелый подвиг его остаётся жить в песне. Не забыта и могила его «в чистом поле промеж трёх дорог»:

  • Пройдёт стар человек - перекрестится,
  • Пройдёт молодец - приосанится,
  • Пройдёт девица - пригорюнится,
  • А пройдут гусляры - споют песенку.

В этих четырёх строках заключён глубокий смысл лермонтовской поэмы: народные певцы под звон гуслей передают из поколения в поколение песню об удалом купце - человеке из народа, который не побоялся царского гнева и, убив царского опричника, смыл с себя позор и бесчестье.-

Хотя со времени, описанного Лермонтовым в поэме, прошло три века, тем не менее произвол царской власти при Николае I с его жандармами по существу мало чем отличался от произвола опричнины. Лермонтов заставлял читателя задумываться о судьбе человека в бесправном обществе, наводил его на размышления о необходимости вести борьбу за свою свободу и независимость. Белинский считал, что эти вопросы составляют основную тему всей поэзии Лермонтова. И в том, что поэт решался ставить эти вопросы в николаевскую эпоху, Белинский видел его великую общественную заслугу.

Белинский первый сказал о том, что Лермонтов проник в этом произведении в глубочайшие тайники духа русского народа, сроднился и слился с ним всем существом своим. Великий критик писал, что Лермонтов «усвоил себе склад... старинной речи» народа, «простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и размёт его чувств». «Песня, - писал Белинский, - представляет собою факт, свидетельствующий о кровном родстве духа поэта с народным духом». То же самое отметил и Гоголь, сказавший, что в этой поэме «угаданы дух и время».

Ближе всего лермонтовская поэма к тем песням крестьянской и казацкой вольницы, в которых выражены решительность, смелость, прямота удалых русских людей, уходивших в леса и степи, чтобы оттуда мстить угнетателям и обидчикам простого народа.

Пушкин в «Капитанской дочке» и в «Дубровском» приводит одну из таких старинных народных песен: «Не шуми, мати зелёная дубровушка». Она более всех напоминает лермонтовскую «Песню про купца Калашникова»:

  • Что возговорит надёжа православный царь:
  • Исполать  тебе, детинушка, крестьянский сын,
  • Что умёл ты воровать, умёл ответ держать!
  • Я за то тебя, детинушка, пожалую
  • Среди поля хоромами высокими,
  • Что двумя ли столбами с перекладиной.

«Песня» Лермонтова принадлежит к лучшим произведениям русской и мировой поэзии. Лермонтов показал в ней величие русского национального характера и воссоздал дух и стиль народной поэзии, как мог это сделать только подлинно народный поэт.

Начинается «Песня» Лермонтова характерным для народной поэзии отрицательным сравнением:

Исполать - хвала, слава.

  • Не сияет на небе солнце красное,
  • Не любуются им тучки синие:
  • То за трапезой сидит во златом венцё,
  • Сидит грозный царь Иван Васильевич.

В произведениях народной поэзии очень часто два слова объединяются одним ударением. Этот приём помог Лермонтову передать характер старинной народной песни: «царю грозному», «красны девушки», «статный молодец», «во златом венцё», «вольной волею», «угощали нас три дни, три ночи».

Для народных песен и былин характерно частое употребление синонимов - слов, разных по звуковой форме, но близких по значению, и тавтологий - повторение одинаковых слов. Немало примеров синонимов и тавтологий можно найти и у Лермонтова.

  • Гудит-воет колокол.
  • И гуляют-шумят ветры буйные.
  • Как я сяду поеду на лихом коне.
  • Клич кликать громким голосом.
  • Не шутку шутить, не людей смешить.
  • Прогневался гневом, топнул б землю.

В поэме Лермонтова мы встречаем много самых характерных эпитетов из народной поэзии: конь - добрый, головушка - буйная, брови - чёрные, сабля - вострая, земля - сырая, грудь - белая, сторонушка - чужая, воля - вольная, поле - чистое, смерть - лютая.

Читая поэму, мы обращаем внимание на характерные для народных песен краткие формы прилагательных: «красно солнышко», «молода жена», «стар человек», «лиха беда».

Характерны для фольклора такие формы окончаний глаголов, как «заливалася» вместо «заливалась», «просыпала-ся», «заигралася», «гнушатися» вместо «гнушаться». Передают особенности народной речи и некоторые формы деепричастий: «играючи», «пируючи».

Встречаем мы в «Песне» глаголы с двойными приставками: «призадумались», «поистратилась», «приосанится». Иногда встречаются и редкие сочетания глагола с приставкой:

  • Как возговорил православный царь.

Использовал Лермонтов и старые окончания прилагательных:

  • С большим топором навострёнными,
  • У ворот стоят у тесовыих.

Вспомним уменьшительные и ласкательные имена у Лермонтова: головушка, сторонушка, голубушка, детинушка, сосенка, листочек, солнышко. Эти же слова часто встречаются и в народной поэзии.

Народ в своих былинах и песнях любит пользоваться повторами. Разнообразно применяет их и Лермонтов.

  • Из-за дальних лесов, из-за синих гор...
  • Отпусти меня в степи Приволжские,
  • На житьё на вольное, на казацкое.
  • Про тебя нашу песню сложили мы,
  • Про твовб любимого опричника,
  • Да про смелого купца, про Калашникова.
  • Уж гуляла ты, пировала ты.
  • Обманул тебя твой лукавый раб,
  • Не сказал тебе правды истинной,
  • Не поведал тебе, что красавица
  • В церкви божией перевенчана.

Придают сходство с произведениями народной поэзии и многочисленные «перехваты» в лермонтовской поэме - повторение в начале следующей строки конца предыдущей:

  • Повалился он на холодный снег,
  • На холодный снег, будто сосенка,
  • Будто сосенка, во сыром бору
  • Под смолистый под корень подрубленная.

Так же как народные певцы и сказители, Лермонтов в своей «Песне» по два, по три раза повторяет одинаковые «зачины» стиха - и его вопросительные частицы, или союз «и», или отрицания при глаголе:

  • Иль зазубрилась сабля закалённая?
  • Или конь захромал, худо кованный?
  • Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
  • На Москвё-рекё, сын купеческий?
  • И бугор земли сырой тут насыпали,
  • И кленовый крест тут поставили.
  • И гуляют-шумят ветры буйные
  • Над его безымянной могилкою.
  • Не встречает его молода жена,
  • Не накрыт дубовый стол белой скатертью.

Можно вспомнить ещё слова, не употребительные в литературной речи, но характерные для живой устной речи народа: «супротив», «нбниче», «промеж», «посередь», «пужа-ешься», «бесталанная», «твово» вместо «твоего». Особенности стиля «Песни про царя Ивана Васильевича...» показывают, как глубоко постиг Лермонтов дух народной поэзии и как замечательно воспроизвёл его в своей поэме.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.