Поиск по сайту:



ПИСАТЬ ДЛЯ ВСЕГО НАРОДА. Печать

 

ПИСАТЬ ДЛЯ ВСЕГО НАРОДА.

 

Признание, сочувствие и поддержка передовой части общества всегда были для Островского источником бодрости, помогали забывать о невзгодах и болезнях. Мнение всех лучших людей России высказал Гончаров, писавший Островскому: Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: У нас есть свой русский национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: Театр Островского.

Моя задача - служить русскому драматическому искусству,- не раз говорил Островский. Это служение не ограничилось созданием почти пятидесяти замечательных пьес. Островский явился теоретиком передовой театральной мысли. Он наметил новые пути развития национального сценического искусства. Драматург стал другом и наставником актеров, режиссером, руководителем и вдохновителем Московского Малого театра, неутомимым защитником интересов и прав артистов и драматических писателей.

Всю жизнь Островский отстаивал подлинно художественный, реалистический репертуар , рассчитанный на вкусы демократического зрителя. Цель истинно народного искусства он видел в том, чтобы подойти как можно ближе к правде. Талантливая пьеса, изображающая жизнь правдиво, сама собой требует и постановки, близкой к жизненной правде,- писал Островский.

Много сил отдавал драматург режиссерской деятельности. От его внимания не ускользало ни внешнее оформление пьесы, ни выбор костюмов, ни распределение ролей между актерами, которых он хорошо знал. Когда Островский ставил в театре свою новую пьесу, он еще задолго до репетиций прочитывал ее по нескольку раз в кругу актеров. Мастерски читая, Островский показывал актерам тон всех действующих лиц, раскрывал их характер, намечал рисунок игры.

В воспоминаниях современников сохранились свидетельства о том, как деликатен и доброжелателен был великий драматург в работе с актерами и как внимательно они прислушивались к его советам и замечаниям.

Островский ратовал за создание ансамбля2 исполнителей. Под руководством великого драматурга рождался и воспитывался знаменитый ансамбль труппы Малого театра 40-60-х годов.

Много времени отнимала у Островского работа с начинающими драматическими писателями. С наиболее талантливыми из них драматург совместно создавал новые пьесы. ... Я, как только стал на йоги, так и начал другим помогать,- рассказывал писатель.

Творчество Островского оказало большое влияние и на русскую национальную оперу. Он был близок со многими композиторами,

1 Репертуар - подбор пьес, идущих п театре.

2 Ансамбль - коллектив артистов, объединенный общим пониманием спектакля и задач искусства в целом.

помогая им своими советами, в нем ценили знатока народной пес-пи. Поэтическая пьеса-сказка Островского Снегурочка вдохновила великих русских композиторов: П. И. Чайковский написал к пьесе музыку, Н. А. Римский-Корсаков создал оперу Снегурочка. На сюжет комедии Островского Не так живи, как хочется д. Н. Серов написал оперу Вражья сила. Молодой Чайковский мечтал создать оперу Гроза п написал к ней вступление. И в первой опере Чайковского-Воевода-использован сюжет Островского.

История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать для всего народа, и только те произведения пережили века, которые были истинно народными v себя дома...-эти слова Островского, сказанные им в конце жизни, с полным правом можно отнести к его собственному творчеству.

Никогда не забывая о долге истинно народного писателя, Островский работал буквально до последней минуты. Он умер 2 июня 1886 года в своем имении Щелыково за письменным столом, с пером в руках.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.