Поиск по сайту:



ОТЦЫ И ДЕТИ. ИДЕЙНЫЕ СПОРЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ. Печать

 

ИДЕЙНЫЕ СПОРЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ.

 

Столкновение Базарова и старшего кирсанов рудаковаКирсанова оказалось неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы накинуться на врага. Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы. Но уклониться от схватки не мог.

В сцене, где изображено особенно острое столкновение уездного аристократа и нигилиста, герои ведут себя по-разному. Мастер диалога, Тургенев с помощью удачно найденного, выразительного слова, тонко подмеченной детали передает душевное состояние спорящих. Павел Петрович рвется в бой: он весь горел нетерпением; в особешю эстт)ьш момент Павел Петрович так и дрогнул, и, наконец, не выдержав, возопилГ Базаров, напротив, произносит свои реплики равнодушно, он возражает Павлу Петровичу, лениво отхлебывая глоток чаю. Самые страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с невыразимым спокойствием. Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.

Противоположные жизненные позиции отцов и детей находят воплощение в их речевой манере.

В словах Павла Петровича, так же как и в его образе жизни, поведении, одежде, чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа, утонченность его обращения даже с теми, кого он презирает. В сцене вызова на дуэль он говорит Базарову: чув-ствительно вам обязан, честь имею кланяться. Этот изысканный язык раздражает Базарова. Соблаговолите выбрать,- говорит Павел Петрович (речь идет о пистолетах). Соблаговоляю,- иронизирует Базаров.

Раздражает Базарова и обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел- Петрович: Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы...  Русскому человеку они даром не нужны.

Остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им, наконец, афористичность и лаконизм - черты, характеризующие речь Базарова. Он говорит, как коренной русский, как истинный демократ, выходец из гущи народной. В его устах так органически, так естественно звучит просторечие (чай, ан нет, как бишь, плюхнуть И т. п.). Его афоризмы по своей меткости и краткости напоминают народные изречения. Часто употребляет он пословицы и поговорки. В речах Базарова проявляется свойственный ему чисто народный склад ума - трезвого, здравого, ясного. И конечно, не Павлу Петровичу справиться с ним. Даже Фе-нечка заметила это. Я и не знаю, о чем у вас спор идет, а вижу, что вы его и так вертите, и так...- говорит она Базарову.

В спорах господина нигилиста и феодала Кирсанова затронуты едва ли не все основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: речь идет о путях дальнейшего развития страны, о либеральном обличительстве и ниспровержении основ самодержавно-крепостнического строя, о материализме и идеализме, о значении науки, искусства, наконец, о народе.

1 Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее какую-либо обобщенную мысль; афористичность - насыщенность афоризмами, значительность и выразительность речи.

2 Эпилог - заключительное сообщение о событиях и героях произведения.

3 Славянофилы - представители консервативного течения русской общественной мысли, утверждавшие, что исторические судьбы России в корне отличны от судеб западноевропейских стран, ставших на путь капиталистического развития

Павел Петрович считает себя человеком либеральным и любящим прогресс. В его суждениях комически соединяются преклонение перед английской аристократией и показная любовь к патриархальному русскому народу. В эпилоге2 мы узнаем, что Кирсанов знается больше с англичанами и в то же время придерживается славянофильских3 воззрений. Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя.

Все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к одному- защитить старый порядок. Принципы молодого нигилиста тоже сводятся в конечном счете к одному - уничтожить этот порядок.

Есть всего один пункт, в котором непримиримые противники как будто бы сходятся во взглядах. Когда спор зашел о народе, Павел Петрович воскликнул: Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры...- Я не стану против этого спорить,- перебил Базаров,- я даже готов согласиться, что в этом вы правы. Но если Кирсанов убежден в ценности и незыблемости этих качеств народа, то Базаров готов всю свою жизнь посвятить борьбе с ними. Взгляды Базарова на народ, высказанные в споре с Павлом Петровичем, близки взглядам вождей революционной демократии - Чернышевского и Добролюбова.

Отдавая свою жизнь служению родине, народу, они не идеализировали народ. Революционеры-демократы стремились пробудить его самосознание, они призывали Русь к топору и поэтому горячо выступали против покорности, долготерпения народа (об этом подробнее вы узнаете в главах о Чернышевском, Некрасове, Салтыкове-Щедрине).

Однако эстетические воззрения1 тургеневского героя отличаются крайностью, свойственной лишь некоторой части разночинной интеллигенции. Вспошятм насмешливое отношение Базарова к творчеству Пушкинаотрицание живописи, поэзии.

Автор полемизирует с такого рода взглядами своего героя, опровергая их не путем логических рассуждений, а языком искусства. Так, Базаров высмеивает Николая Петровича, на старости лет вздумавшего играть на виолончели, а Тургенев подчеркивает прелесть музыки: Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.

1 Эстетические воззрения - система взглядов на искусство, на прекрасное в жизни человека и природы.

Вспоминая о Базарове, Николай Петрович недоумевает: Но отвергать поэзию?., не сочувствовать художеству, природе?.. И он посмотрел кругом, как бы желая нонять, как можно не сочувствовать природе. Пейзаж, который рисует далее писатель, исполнен лиризма и поэзии, он говорит о красоте, о тихой прелести русской природы. Все кажется прекрасным: и дальняя осиновая роща, озаренная теплым светом заходящего солнца, и неподвижные поля, и бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Как хорошо, боже мой!-думает Николай Петрович, и не только автор, но и читатель проникается тем же настроением. Как же может Базаров не чувствовать красоты и обаяния природы? - невольно думаем и мы.

Однако нельзя не заметить, что по-своему, как учеиыи-естест-воиспытатель, Базаров глубоко любит природу, Утверждая, что природа - не храм, а мастерская, он провозглашает необходимость ее изучения и восторженному созерцанию противопоставляет разумное вмешательство в жизнь природы. Его интересует редкий экземпляр жука, его радует, что разрослась березовая роща, он говорит любовно: Акация да сирень - ребята добрые. Стремление перестроить жизнь на разумных началах сказалось и в отношении нигилиста Базарова к миру природы.

Размышляя о том, в чем прав и в чем не прав герой романа, с нашей точки зрения, следует помнить, что писатель-реалист показал нам живой, ищущий ум, враждебный всяким догмам , проверяющий свои взгляды жизнью. А взгляды эти формировались в одну из сложнейших эпох, когда передовые люди страны мучительно искали теорию, способную объяснить мир и содействовать его изменению. Ломались старые представления, не сразу, нелегко складывались новые. И, как всегда в эпоху ломки, возникали порой крайние взгляды, ошибочные мнения.

До сих пор ведутся споры о том, как относится Тургенев к Базарову. Но вряд ли у кого-нибудь возникает сомнение насчет того, как писатель расценивает отцов. Вот слова самого Тургенева: Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность.

В романе обнажено духовное омертвение Павла Кирсанова. Но мы не можем не заметить и его благородного отношения к брату, к Фенечке, его постоянства в любви, честности. Тем более горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит столь никчемно.

Несмотря на то что Николай Петрович обрел семейное счастье. Ведь все добрые начинания Николая Петровича - и желание устроить имение, и стремление не отстать от передовой молодежи, не отстать от жизни - кончаются крахом. Песенка его спета, он человек отставной. В эпилогеТургенев говорит с нескрываемой иронией о том, что существование Николая Кирсанова столь же бессмысленно, как и существование его брата.

1 Догма - положение, принимаемое за истину, неизменную при всех обстоятельствах.

К среде отцов принадлежат и родители Базарова. Бесхитростные, простые, добрые люди, они вызывают сочувствие и у автора, и у читателей. Страницы, рисующие стариков Базаровых, нельзя читать равнодушно. Трагедия родителей, потерявших духовную связь с сыном, их неутешное горе после его смерти изображены с потрясающей силой. Подчас и нам кажется жестоким Базаров, столь сурово и холодно обращающийся с ними, несмотря на то что он любит своих стариков. Но вдумаемся в базаровскую оценку их жизни: Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь отцы, кажется; чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет, тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними.

Мы чувствуем, что писатель любит простых и добрых старичков Базаровых. Но он понимает, что сыну их тесно и душно в родительском гнезде.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.