Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов ТУРГЕНЕВ И.С. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ОТЦЫ И ДЕТИ. ТРАГИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО БАЗАРОВА.
ОТЦЫ И ДЕТИ. ТРАГИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО БАЗАРОВА. Печать

 

ТРАГИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО БАЗАРОВА.

Несмотря на желание во-зиться с людьми, тургеневский Базаров бесконечно одинок. Нас не так мало, как вы полагаете,- говорит он Павлу Петровичу. Но в романе мы не видим подлинных единомышленников Базарова. В этом, быть может, сказалась недооценка Тургеневым силы и широты революционно-демократического движения.

В России в это время уже выросло целое поколение демократов-разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто сподвижники Базарова? Он говорит нередко мы, но писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя.

Зато в романе много его мнимых учеников и последователей. Это прежде всего мякенький либеральный барич Аркадий, который легко расстается с лагерем детей и переходит в лагерь отцов. Увлечение Аркадия Базаровым не более, чем дань молодости.

Можно ли взаимоотношения Аркадия и Базарова назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подражании одного другому?

Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его своим, но очень скоро убедился, что это неосуществимо. Э-э! да , ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки,- прозорливо замечает Базаров.- Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. И все же по-человечески Базарову тяжело расставаться с Аркадием, к которому он был искренне привязан.

В романе Аркадий - лучший из учеников Базарова. Другие его последователи изображены сатирически. Подобно тому как Репетилов опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошля- i ют идеи шестидесятников. Они видят в нигилизме только одно - отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой новой моде.

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сцльная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной была любовь Павла Петровича к княгине Р. Легким увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, любовь же его к Кате - едва ли не результат подчинения слабой натуры более сильной.

По-другому любит Базаров. До встречи с Одинцовой он, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об этой женщине грубы. Но грубость, вызванную более всего отвращением к красивым словам, не следует путать с цинизмом и пошлостью (такую ошибку нередко допускают при неглубоком чтении романа). Циничным было отношение к Одинцовой губернского света, который оскорблял ее грязными сплетнями. Базаров же сразу увидел в ней человека незаурядного и выделил из круга губернских дам: На остальных баб не похожа. Развязность и ломание Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Одинцова все поняла, и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова.

Одинцова во многом достойна его. И это тоже возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Базаров охотно делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в ней умную собеседницу.

Опровергая взгляды Базарова на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам же Базаров отвергал: В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.

Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу.

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой,- поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась раздражительной, это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными! Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир.

В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему суровая прямота, честность, отсутствие рисовки. Откровенно, без обиняков называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями.

Не это ли отпугнуло ее?

Некоторые критики утверждали, что Тургенев развенчивает своего героя, показывая, что любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, что в последних главах романа он уже не тот, каким мы

знали его вначале. Да, действительно, несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Все валится у него рук, и само заражение его кажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.

Базаров отказался от борьбы со своей болью, раскис, стал унижаться перед Одинцовой, как прежде унижался Павел Петрович перед разлюбившей его женщиной? Нет, он всеми силами стремится побороть в себе отчаяние, он злится на свою боль. И кто знает, если бы не смерть, он, может быть, и справился бы с этой болью!

Способность к истинной любви Тургенев всегда считал важной для оценки человека. Писатель показывает, что Базаров и в люб- ви выше уездных аристократов, в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой. Любовь База- рова поднимает его и над людьми рудинского склада, которые не выдерживали испытания любовью, терялись перед первым же пре- пятствием. В отличие от лишних людей нигилист Базаров спо- собен любить глубоко и сильно.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.