Поиск по сайту:



ОТЦЫ И ДЕТИ. АВТОР И ЕГО ГЕРОЙ. Печать

 

АВТОР И ЕГО ГЕРОЙ.

Мне мечталась фигура сумрачная дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, чест-ная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего - так писал Тургенев о своем герое. Он утверждал, что Базаров - лицо трагическое.

В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает. Умирая, он произносит горькие слова: Я нужен России... Нет, видно, не нужен

Эта мысль противоречила взглядам революционных демократов. Вспомним статью Добролюбова Когда же придет настоящий день?, где критик говорил о том, что России нужны русские Инсаровы, что общество с нетерпением ждет их прихода. Тургенев же хотел показать, что русский Инсаров пришел, но, оказывается, он еще не нужен России, он одинок и обречен на гибель.

С особенной силой Базаров как лицо трагическое раскрывается в главе, рисующей егоперов старики родители смерть. Боже мой! Что за роскошь Отцы и дети! - писал Чехов.- Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально.

1 Сравните предсмертные слова Базарова с последним стихотворением Добролюбова: Милый друг, я умираю...

Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Мы слышим столь необычные для Базарова полные поэзии слова: Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет... Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем  не сыскать... Мы слышим откровенные его признания: И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!

Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может наиболее отчетливо выражают отношение автора к его герою, преклонение перед его мужеством, душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека.

Почему же писатель завершил роман смертью своего героя? Д. И. Писарев так объясняет это: Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Художник не мог дорисовать такой тип, который только что начинает складываться и обозначаться и который может 0ыть дорисован только временем и событиями. Но смерть Базарова изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг... - справедливо заметил Писарев.

Смерть Базарова делает его образ воистину трагическим. Трагизм усиливается в эпилоге, из которого мы узнаем, что Базаров умер, не оставив последователей и продолжателей. Аркадий стал заправским помещиком. С двумя-тремя химиками, не умеющими отличить кислород от азота, но исполненными отрицания и самоуважения, да с великим Елисевичем Ситников, тоже готовящийся быть великим, толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает дело Базарова.

Создается впечатление, что вместе с героем романа умерли и те идеи, которым он хотел посвятить жизнь. Это впечатление поддерживается и картиной заброшенного сельского кладбища, где похоронен Базаров. Здесь царит вечный покой. Роман кончается такими словами: Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветь растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы1; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Обратим внимание на самый тон этих строк. Они похожи на стихотворение в прозе. Мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием2. Таким тоном можно говорить только об очень дорогом человеке. Но не о борьбе, не о бунте Базарова, а о примирении

пит здесь писатель. Тут и нравственное оправдание героя ро-Г01а и сожаление о нем. Тут и мысль о том, что природа, любовь и смерть непобедимы и перед их лицом бессильна борьба грешного бунтующего сердца.

Тургенев не верит, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но уже сама любовь писателя к его герою - свидетельство нравственной силы и великого общественного значения Базарова и его реальных прототипов. ...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - писал Тургенев, - если он его не полюбит, повторяю я,- я виноват и не достиг своей цели.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.