Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов ТУРГЕНЕВ И.С. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ДОБРОЛЮБОВ О ТУРГЕНЕВЕ. ЗАМЫСЕЛ ПИСАТЕЛЯ И ОБЪЕКТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
ДОБРОЛЮБОВ О ТУРГЕНЕВЕ. ЗАМЫСЕЛ ПИСАТЕЛЯ И ОБЪЕКТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Печать

 

ДОБРОЛЮБОВ О ТУРГЕНЕВЕ. ЗАМЫСЕЛ ПИСАТЕЛЯ И ОБЪЕКТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 

Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. В связи с выходом романа Накануне Н. А. Добролюбов написал статью, основная идея которой выражается уже в названии: Когда же придет настоящий день?. Впрочем, цензор вычеркнул название статьи, многие слова автора, эпиграф из Гейне: Бей в барабан и не бойся! И все-таки статья даже в урезанном виде произвела огромное впечатление на передовых читателей. Они ощутили в ней революционный дух и силу приподнимающую. В правительственных кругах статья была охарактеризована как потрясающая основные начала власти монархической.

Критик рассматривает Накануне на фоне предшествующих произведений романиста и приходит к выводу, что Тургенев, чутко уловив веяние новых требований жизни, попробовал встать на дорогу, по которой совершается передовое движение нашего времени.

Добролюбов высоко ценит честность и правдивость писателя, восхищается его мастерством в изображении человеческих чувств, тонких и глубоких психологических переживаний. Главное внимание Добролюбов, верный своей манере реальной критики, уделяет сопоставлению романа с современной ему русской действительностью. В подцензурной статье очень трудно было сформулировать неизбежные выводы из этого сопоставления, но критик сумел это осуществить с поразительной ясностью. Он показал, что если писатель сделал Инсарова болгарином, если Елена не вернулась в Россию, ибо не видела там для себя настоящего дела, то это не значит, что великим идеям, великим сочувствиям нет еще места среди нас. Приближается время широкой деятельности, появляются уж такие понятия и требования, какие мы видим в Елене. Нам нужен человек, как Инсаров,- но русский Инсаров,- писал Добролюбов.

Статья заканчивается выражением страстной веры в приход новых людей, революционных деятелей, которые возьмутся за великое дело преобразования России: Везде и во всем заметно самосознание , везде понята несостоятельность старого порядка вещей... и никто уже не убаюкивает своих детей песнью о том, какое непостижимое совершенство представляет современный порядок дел в каждом уголке России... И дети теперь подрастают, напитываясь надеждами и мечтами лучшего будущего... Когда придет их черед приняться за дело, они уже внесут в него... энергию, последовательность и гармонию сердца и мысли...

Тогда и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его: за это ручается то лихорадочное мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни. Он необходим для нас, без него вся наша жизнь идет как-то не в зачет, и каждый день ничего не значит сам по себе, а служит только кануном другого дня. Придет же он наконец, этот день! И, во всяком случае, канун недалек от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их!..

На примере романа Накануне вы можете увидеть одну из существенных закономерностей художественного творчества: замысел писателя не всегда соответствует общественному звучанию произведения, его объективному значению. Мы об этом уже говорили в главе об Островском. Стремясь глубоко и полно воссоздать правду жизни, ее типические явления, писатель не может точно предвидеть, как будут восприняты созданные им образы, какие выводы сделают читатели, вдумываясь в смысл нарисованных картин. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется,-говорил Тютчев.

1 Самосознание-понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, в обществе.

Читатели и критики могут пойти вслед за писателем, симпатизируя ему, высоко ценя его искренность, честность, мастерство. Но они имеют право пойти и дальше писателя, самостоятельно сопо-

тявив художественные образы с жизнью, со своим опытом, со своими убеждениями.

Так произошло с романом Накануне. Тургенев понимал необ-х0димость переустройства русской жизни на началах свободы, справедливости, человечности, но искренне верил, что этого можно достигнуть без революции. Его Инсаров - участник национально-освободительного движения, но не классовой борьбы. Он выступает как представитель болгарского народа, жаждущего освобождения от турецкого владычества. А Добролюбов сделал выводы из романа Накануне именно как истинный мужицкий демократ, как революционер.

Тургенев с большой силой воссоздал образ человека, посвятившего свою жизнь освобождению родины от иноземного владычества. Но передовой русский читатель, естественно, думал о русских Инсаровых, думал о том, что внутренних турок-властителей самодержавно-крепостнической России -надо изгонять с оружием в руках, как и иноземных захватчиков, ибо добровольно они не расстанутся со своей властью. Однако писатель не мог идти в своих выводах так далеко вместе с критиком.

Разрыв с Современником. Отцы и дети (1862). Статья Добролюбова Когда же придет настоящий день?, как вы знаете, ускорила разрыв Тургенева с Современником.

Около десяти лет Тургенев был деятельным сотрудником этого журнала. Под благотворным влиянием Современника он сложился как писатель. Но решительная идейная борьба революционеров-демократов против либерализма, особенно обострившаяся в период общественного подъема конца 50-х - начала 60-х годов, привела Тургенева к разрыву с органом революционной демократии.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.