Поиск по сайту:



ТУРГЕНЕВ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 70-Х ГОДОВ. Печать

 

ТУРГЕНЕВ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 70-Х ГОДОВ.

 

Эпоха 70-х годов-эпоха революционного народничества - обострила интерес писателя к вопросам политической борьбы. Он встречается с находящимися в эмиграции народниками П. Лавровым, П. Кропоткиным, Г. Лопатиным и др. Не разделяя их революционных воззрений, Тургенев тем не менее глубоко им симпатизирует. Он материально поддерживает журнал Вперед, издававшийся Лавровым за границей, помогает политическим эмигрантам денежными ссудами, хлопочет об их литературных делах. Приезжа-я в Россию, Тургенев присутствует на политических процессах, ищет встреч с революционной молодежью.

Один из видных руководителей народничества, П. Л. Лавров, вспоминал о своих беседах с Тургеневым в пору 70-х годов: Иван Сергеевич с раздражением рассказывал мне о положении дел в России, об отсутствии всякой надежды на правительство, о растущей реакции, о бессилии и трусости его либеральных друзей. Он не высказывал надежды на то, чтобы наша попытка расшевелить русское общество удалась: напротив, тогда, как и после, он считал невозможным для нас сблизиться с народом, внести в него пропаганду социалистических идей. Но во всех его словах высказывалась ненависть к правительственному гнету и сочувствие всякой попытке бороться против него.

Это настроение писателя определило идейный замысел его последнего романа-Новьновь марианна и нежданова (1876).

Как заметил А. В. Луначарский, „Новь бьет очень сильно старый мир, но в то же время беспощадно, хотя и задумчиво и грустно, осуждает и народничество. Тургенев выступает как друг передовой молодежи, глубоко сочувствующий ее идеалам, но считаю что ее дело ложно и нежизненно. Сложное отношение писателя к революционерам сказалось на образах народников -Нежданова, Маркелова и др.

Все ценное, что, по мнению Тургенева, заключало в себе народническое движение, воплощено в образе Марианны. ... На долгое время Марианна была лучшим типом женщины, самой светлой звездой на всем небосклоне русской литературы,- писал о ней Луначарский. Это истинно тургеневская девушка - чистая, смелая, самоотверженная. Мне кажется иногда,- говорит она,- что я страдаю за всех притесненных, бедных, жалких на Руси... нет, не страдаю - а негодую за них, возмущаюсь... что я за них готова... голову сложить.

В своем последнем романе Тургенев, по словам революционера-народника Лаврова, признал нравственное величие русской нови. Однако в романе сказались и противоречия, свойственные мировоззрению писателя. Революционерам-народникам, нравственно чистым, но не способным изменить жизнь, он противопоставляет энергичного, деятельного Соломина. Демократ по происхождению и по взглядам, Соломин полон сочувствия к народу и стремления служить ему. Но он не верит в революционный путь борьбы. Соломин, постепеновец  по своим убеждениям, занят скромной деятельностью: организует заводские школы, библиотеки, фабрики на артельных началах. В романе эта деятельность показана весьма неясно. Вряд ли писатель отчетливо представлял ее себе. Но устами одного из героев романа Тургенев говорит о Соломине: Человек с идеалами - и без фразы, образованный - и из народа, простой и себе на уме... Какого вам еще надо? С точки зрения писателя, Соломин и является тем деятелем, какой нужен стране.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.