Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов ТУРГЕНЕВ И.С. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ОТЦЫ И ДЕТИ (1862) СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ.
ОТЦЫ И ДЕТИ (1862) СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ. Печать

 

ОТЦЫ И ДЕТИ (1862)

СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ.

 

В романе Отцы и дети сказалась уже знакомая вам черта Тургенева, владевшего особенным умением угадывать нарождающееся в обществе движение. Дыхание эпохи 60-х годов, ее типические черты ощутимы и в образах героев романа, и в том историческом фоне, на котором разворачивается действие, и в центральном конфликте Отцов и детей. Я попытался представить конфликт двух поколений,- писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил художественную структуру романа.

Пушкин говорил, что в Евгении Онегине время у него расчислено по календарю, но не введены даты. Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в Отцах и детях начинается 20 мая 1859 года и завершается зимой 1860 года. Как вы помните, это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы, проникнутого горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России. Чуткий художник подметил это рождение героя нового времени и попытался изобразить его в своем романе.

Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию Отцов и детей. Центральное., место в-романе занимает образ базаров рудаковаБазарова. Из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчетливее оттеняют черты его облика, незаурядность его натуры.

Как и Чацкий в Горе от ума;Базаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды, лз иного лагеря, и го проявляется в его взглядах, словах, во взаимоотно-- глениях его с родителями, друхамгдтобимой женщиной.

1 Структура - строение, взаимосвязь и взаимозависимость компонентов (частей) целого.

2 Экспозиция - вступительная часть художественного произведения, содержащая темы, образы, мот:ты, которые развиваются в дальнейшем и составляют основу всего произведения.

Резкое отличие Базарова от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом же его появлении. Знакомя нас в экспозиции 2 с обстановкой и главными действующими лицами романа, автор рисует портрет Базарова. Тургенев - мастер многозначительной детали . Первое, что мы видим, - это красная, облажен- пая рука Базарова. Перед нами человек дела, человек труда (не потому ли у него красная рука?), человек, который не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь существенные в дворянском быту. Как мы увидим дальше, это скажется во всех его поступках, привычках, манерах, речах.

Столь же знаменательны и первые слова Базарова. Свое имя он произносит так, как обычно называли себя люди из народа: Евгений Васильев (сравните с обращением Николая Петровича: Любезнейший Евгений Васильевич).

Эти выразительные детали сразу же заставляют почувствовать: перед нами человек, резко отличающийся от Кирсановых, принадлежащий к другому миру.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в один из поворотных периодов его истории умещаются в рамках совсем небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции романа: писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает только наиболее существенные события. Перед нами предстает не вся жизнь героя, а лишь самые важные узловые моменты его биографии. Причем особую роль играют его столкновения с идейными противниками. Поэтому большое место в романе занимают споры.

Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору точных слов. Великолепный знаток родной речи, Тургенев.., совершенстве владеет ее богатствалш, В предисловии к французскому переводу ромагщТГйсатёль Проспер Мериме восхищался совершенством тургеневского стиля и замечал при этом: Русский язык создан для поэзии, он необычайно богат и в особенности замечателен тонкостью выражаемых оттенков.

Мастерски используя эти свойства родной речи, Тургенев находит в слове оттенки, которые передают сущность явления.

1 Деталь - в литературе - частица художественного текста, раскрывающая что-то существенное в произведении, отражающая так или иначе позицию автора и его стиль.

Посмотрите, как изображается пейзаж во второй главе романа. Мы видим деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами (деревеньки, избенки- сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. - Крестьянские коровенки, исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички - обтерханные, па плохих клячонках (обратите внимание на это народное словечко - обтерханные, т. е. ободранные, потрепанные). Хозяйство крестьян скудное, нищенское: покривившиеся молотильные сарайчики, . опустелые гумна... Боль в душе читателя вызывает встающий за весенним пейзажем белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями и снегами.

Тургенев больше не станет изображать нищету парода, но картина предреформенной деревни, представшая перед нами в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить. И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: Нет... небогатый край этот, не поражает он пи довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни GO-x годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступают на первых же страницах, в экспозиции.

Впечатляющие детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев.

Тургенев крайне редко поясняет значение их слов и поступков. В этом проявляется один из характерных художественных принципов романиста. По словам Тургенева, писатель должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления.

Присмотритесь к любой сцене, п вы увидите, как раскрывается эта тайная психология в романе.

Мы впервые видим Аркадия. Но все, что станет очевидным потом: его духовная ограниченность, прикрытая красивой фразой, чисто внешняя приверженность базаровским взглядам - все это сказывается уже в первых репликах молодого Кирсанова.

Тургенев - мастер диалога, в котором тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние его героев.

Вот, казалось бы, очень малозначащий разговор Аркадия с отцом о родных местах:

-...Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь...

Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк.

- Конечно,- заметил Николаи Петрович,- ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным...

—Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился.

—Однако...

—Нет, это совершенно все равно.

Николай Петрович посмотрел сбоку на сына, и коляска проехала с полверсты, прежде чем разговор возобновился между ними.

Нам ясно, почему оборвались излияния Аркадия. И характерно: автор говорит не посмотрел назад (т. е. на Базарова), а бросил косвенный взгляд. Сами слова эти передают смущение Аркадия, боязнь показаться другу смешным, ежели до того, не дай бог, донеслись его восторженные слова. Он на минуту забыл о своей роли нигилиста. Но, снова входя в нее, заговорил, нарочито подчеркивая свое свободомыслие: Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни роднлся Деликатный Николаи Петрович сразу почувствовал, что сын поет с чужого голоса. Чуть заметные штрихи свидетельствуют не только о наносном характере нигилизма Аркадия, но и о его нечуткости. Речь заходит о женщине, которую любит Николай Петрович. Фенич-ка? - развязно спросил Аркадий. И далее, говоря, что отец может не стесняться перед Базаровым своей связи с Феничкой, Аркадий уже совсем бестактно заявляет: Он выше всего этого. Недаром после разговора с сыном Николай Петрович глянул на него... и что-то кольнуло его в сердце....

Так меткое слово, найденное писателем, точная деталь позволяют ему раскрыть сложные интимные 1 и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.





 

Комментарии  

 
mody
+1 #1 mody 31.10.2021 15:06
Спасибо за информацию.
Цитировать
 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.