Поиск по сайту:



ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО. Печать

 

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО.

Осенью 1853 года произошла встреча Чернышевского с Некрасовым. Некрасов отнесся к молодому критику с большим интересом и полным доверием. С этого момента делом жизни Чернышевского стал журнал Современник.

Тогда же Чернышевский возобновляет работу над диссертацией, тема которой привлекла его внимание еще в студенческие годы,-Эстетические отношения искусства к действительности.

Чернышевский рано проникся мыслью (в этом ему помогли стаЯ тьи Белинского), что литература играет существенную роль в жизни Ч общества. Поэтому он считал важным разобраться, в каком соотношении между собой находятся искусство и деист вительность, в чем причина его воздействия на человека. Необходимо было также по-Щ нять и сказать современникам, каким требованиям должно отвечать искусство, чтобы роль его в жизни общества стала еще бо-я лее значительной. Все это вопросы, изучением которых занимается эстетика.

В период обострявшихся социальных противоречий и широкого распространения теории чистого искусства Чернышевский решил сказать свое слово об искусстве - слово материалиста и революционного демократа. Он был готов к тому, что не услышит одобрения, что едва ли даже будет понят теми, кто призван решать его судьбу как ученого.

Около двух лет пришлось добиваться разрешения на защиту диссертации: все в ней было ново и непривычно. Перед самой защитой (диспутом) диссертация попала в руки министра просвещения, который пришел в ужас. Но отменить обсуждение диссертации не удалось: оно уже было официально объявлено.

Защита состоялась в мае 1855 года. В аудитории, которая, по словам современника, была битком набита слушателями, находились и единомышленники, и ярые противники Чернышевского.

Без тени страха, не думая о последствиях, молодой ученый - обществе, в котором господствует рабское преклонение перед старыми, давно норр-жипшими гобя мнениями. Нас слишком пугает,- говорил он.- пух свободного исследования и своооднои критики....

В центре внимания Чернышевского - вопрос о соотношении искусства и жизни, о прекрасном, т. е. о наиболее совершенном в искусстве. Вокруг этих вопросов в разные времена разгорались ожесточенные споры, так как представления человека о прекрасном в искусстве, о назначении искусства теснейшим образом связаны с его политическими и философскими взглядами.

Труд Чернышевского насквозь полемичен. Он направлен против широко распространенных представлений (в основе своей идеалистических) о том, что искусство независимо от действительности, что его источником является не жизнь, а некая идея прекрасного, поднимающая искусство над жизнью. Сторонники такой точки зрения утверждали, будто прекрасное, создаваемое ИСКУССТВОМ. цьиир Рр-красного в объективной действительности. Еще Белинский ггжприл о том, что под влиянием таких взглядов писатели начинают смотреть на мир cKpmi. рчгчтрчонныс стекла созданного ими фантастического замка. В период обострения социальных противоречий стремление - искусство над жизнью, уйти от сложных вопросов современности, замкнуться в сфере чистого искусства вызывало у людей резкое неодобрение. Как и Белинскнй, Чернышевский доказывал, что подобные устремления наносят урон самому искусству, обрекают его на духовную бедность.

В основе диссертации Чернышевского лежит мысль, что источ ником прекрасного в искусстве является жизнь, так как именно в нейi сосредоточено для человека самое прекрасное и значительное. Вывод к которому он приходит, таков: Прекрасное есть жизнь. Из чтого вытекает, что ничто не может возвысить искусство так, как сближение его с жизнью.

Значит ли это, что, с точки зрения Чернышевского, жизнь всегда прекрасна? Отнюдь нет. В утверждение прекрасное есть жизнь автор вносит одно уточнение: прекрасны в жизни те явления, в которых мы видим жизнь такой, какой она должна быть по нашим понятиям. Долг писателя - подвергать критическому анализу все, что мешает жизни быть прекрасной.

Развивая мысль о прекрасном, Чернышевский приходит к выводу что у разных классов общества складываются разные представления. Чернышевский - был первым мыслителем, который Твязал представление народа о прекрасном с представлением о разумном и здоровом труде.

Вслед за Белинским Чернышевский всемерно стремится раздвинуть границы искусства, обогатить его содержание. Предметом художественного изображения должна быть вся область жизни и природы, и в первую очередь разнообразный мир социальных явлений и внутренняя жизнь человека. Общеинтересное в жизни - вот содержание искусства,- утверждает он.

Перед искусством, с точки зрения Чернышевского, стоят трлаа-дачи: воспроизведение жизни, объяснение жизни и вынесение ей приговора Великая цель искусства - помочь человеку лучше по-нять жизнь, стать подлинным учебником жизни. Истинный художник, по Чернышевскому, не только воссоздает и объясняет жизнь, но и оценивает ее с позиций своего идеала. Тем самым он ведет читателя за собой, воспитывает его, поднимая до уровня этого идеала. И тогда его творения действительно превращаются в учебник жизни.

Диссертация Чернышевского вызвала горячее одобрение одних и резкое осуждение других. Среди тех, кто не принял труд Чернышевского был Тургенев и Лев Толстой. В словах автора о том, что прекрасное в искусстве менее значительно, чем прекрасное в действительности, увидели недооценку искусства. Надо сказать, что отдельные полемически заостренные суждения Чернышевского давали основание для подобных обвинении. Так, он писал: ...про-изведения искусства решительно не могут выдержать сравнения с живой действительностью. Или: Гораздо лучше смотреть на самое море, нежели на его изображение, но, за недостатком лучшего, человек довольствуется худшим...

Однако не эти суждения, высказанные в пылу ожесточенного спора с распространенной в те годы точкой зрения, характеризовали общее направление теоретической мысли Чернышевского. Автор диссертации понимал, что произведения искусства создаются не для того, чтобы подменять ими явления живой действительности, а для того, чтобы раскрывать внутренний смысл этих явлений. Не прини- жением искусства веет от боевой эстетической программы Черны- шевского, а признанием его высокой ценности для человека. Недаром Чернышрпгкнй R статье, напигянной по поводу диссерта- ции и разъясняющей ее смысл, говорил, что труд этот весь про- никнут уважением к искусству за его великое значение для жизни.

Прав был один из почитателей Чернышевского, увидевший в его диссертации проповедь гуманизма, целое откровение любви к человечеству, на служение которому призывалось искусство. К этой проповеди прислушивались не только писатели, близкие Чернышевскому по убеждениям,- Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский; настойчивый призыв вникать в действительную жизнь, иначе говоря, развивать и углублять реализм в соответствии с потребностями времени, несомненно, имел значение и для Тургенева, и для Толстого, и для Достоевского.

Идеи Чернышевского глубоко западали в души художников, композиторов, деятелей театра. Творчество художников-передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской и др.), группы композиторов, которая получила название Могучей кучки (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин и др.), было одухотворено любовью к человечеству, мыслями о благе народа, уважением к действительной жизни.

Диссертация Чернышевского-важнейший этап в развитии науки об искусстве (эстетики). Этот труд помог понять, что прекрасное в искусстве нерячрыпнп связано с познанием жизни, с проникновением в сложный мир человеческих отношений и что важнейшее назначение искусства - воспитывать человека в духе вы-соких общественных и нравственных идеалов.

1 Суррогат - предмет, являющийся лишь отчасти заменой другого; подделка, неполноценная замена.





 

Комментарии  

 
Товарищ
-1 #2 Товарищ 07.04.2017 12:18
Очень интересная статья. Спасибо.
Цитировать
 
 
Михаил
+9 #1 Михаил 09.01.2015 11:02
на пьяную голову чоль писали?
Цитировать
 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.