Поиск по сайту:



ЧТО ДЕЛАТЬ? ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА. Печать

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА.

ЧТО ДЕЛАТЬ?-произведение в высшей степени своеобразное. Оно насыщено животрепещущим политическим, философским, нравственным содержанием. Значительное место в нем занимают личные отношения героев. Автор счел нужным ввести в него, главным образом в целях маскировки, и некоторые ситуации (положения), характерные для любовно-авантюрных романов: таинственные происшествия, неожиданные повороты в развитии событий, эффектные столкновения. Все это придает роману Чернышевского многоплановый характер, делает сложной его композицию. Что делать? называют иногда романом идеологическим, поскольку в центре внимания автора находятся идеи, взгляды, убеждения героев, постоянно проверяемые жизнью. Предшественником Чернышевского на путисоздания идеологического романа был Тургенев, автор Отцов и детей.

При всей зашифрованное - Что делать? автор стремится с полной определенностью выразить свои политические симпатии и антипатии и - в соответствии со своей эстетической теорией - вынести приговор изображаемым явлениям жизни.

Чернышевский вводит в роман многочисленные рассуждения, считает возможным знакомить читателя с различными научными теориями, открыто утверждает свои общественные идеалы - идеалы революционного демократа. Автор все время находится рядом со своими героями и с читателями; он увлекает нас остротой и новизной мысли, убеждает несокрушимой логикой, заражает своим волнением. Писатель спорит с идейными противниками, борется, негодует, издевается. Вспомним, например, как он атакует презираемого им проницательного читателя, в образе которого воплощен тип воинствующего и самодовольного рутинера .

Все это и придает роману ту публицистичность, которая становится существенной стороной художественного творчества Чернышевского. Под публицистичностью художественных произведений мы как раз и понимаем постановку общественно-политических проблем, открытое выражение автором - в рассуждениях, прямых высказываниях и оценках, логических доводах и разъяснениях - своей точки зрения, соих убеждений.

Вопрос Что делать? строится так,, что жизнь предстает в нем в ее прошлом, настоящем и ощущением прошлое - это мир хотя и существующий, но уже обреченный, мир паразитизма, невежества и насилия. Настоящее - это развивающиеся положительные начала жизни, это новые люди, складывающиеся новые человеческие отношения. В настоящем уже ощущается будущее - не только мечта о нем, но и очевидные ростки его. Сама композиция романа, передающая движение от прошлого к настоящему и будущему, несет в себе мысль о возможности революционного переворота в России,..веру автора в его осуществимость.

Чернышевский-художник был озабочен тем, как заинтересовать читателя волновавшими его проблемами и как одновременно усыпить цензуру. И вот появляются названия глав, столь обычные в любовных романах: Жизнь Веры Павловны в родительском семействе, Первая любовь Веры Павловны и законный брак, Замужество и вторая любовь, Второе замужество. Эти названия довольно точно передают ход событий в романе и в то же время не сразу обнаруживают истинное его содержание.

Изобретательность и остроумие Чернышевского, художника и политика, сказались в трех маленьких вводных главках: Дурак, Первое следствие дурацкого дела и Предисловие. Две первые целиком построены на шаблонных приемах любовных романов и повестей. Здесь есть все, чтобы заинтересовать наивного читателя,

1 Рутинёр - сторонник неподвижности, застоя в общественной жизни.

ймать его на удочку с приманкой эффектности: любовь, исчез-овение неизвестного человека из гостиницы, таинственная запис-н выстрел на мосту, поиски трупа предполагаемого самоубийцы и снова таинственная записка... Я смущал ваше спокойствие, я схожу со сцены. Не жалейте, я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте.

Все здесь окутано тайной. Кто он, этот ушедший со сцены человек? А кто они, кого он так любил? Как они поведут себя сейчас, узнав, что явились причиной самоубийства друга? Только третья главка круто меняет направление мысли читателя. Оказывается, автор не столько стремился потворствовать вкусам невзыскательной публики, сколько хотел высмеять и писателей, и читателей, падких до таинственности, эффектности и прикрас. Автор надеется на других ценителей: и на читателя-друга, единомышленника, который умеет читать между строк, разгадывать недосказанное, разбираться в тонкостях эзоповой речи, и на менее просвещенного, но пытливого читателя, который, заинтересовавшись личной судьбой героев, постепенно войдет в круг размышлений автора.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.