Поиск по сайту:



ЧТО ДЕЛАТЬ? ПРИГОВОР СТАРОМУ МИРУ. Печать

 

ПРИГОВОР СТАРОМУ МИРУ.

 

Первые две главы романа посвящены преимущественно изображению мира, который должен быть сметен историей. В изображении этого мира проявился незаурядный талант Чернышевского-сатирика. Читатель видит, что в среде стяжателей и мещан все измеряется выгодой, что здесь дозволено все: можно на пари оскорбить женщину (так именно хотел поступить Мишель Сторешников по отношению к Вере Павловне), продать дочь, мошенничать, наживать миллионы, обворовывая казну. Эти люди, черствые и ограниченные, обо всем и обо всех судят по себе.

Замечательный прием нашел Чернышевский, чтобы выразить эту мысль: он заставляет Марью Алексеевну, грубую и невежественную женщину, переводить на свой язык непонятные ей слова Лопу-хова. Бедная Марья Алексеевна! - восклицает Чернышевский.- Она слышала слова: Моя невеста - ваша невеста - я ее очень люблю - она красавица,- и успокоилась насчет волокитства со стороны учителя. Ей и на ум не может прийти истинный смысл слова невеста, употребленного Лопуховым, а ведь он говорит о революции (в дальнейшем называемой: Невеста своих женихов, Сестра своих сестер или Любовь к людям). Марью Алексеевну интересует, богата ли невеста и скоро ли будет свадьба, на что Лопухов отвечает: Скоро...

Чернышевский нашел слово, художнически точно характеризующее беспросветный старый мир. Он представляется писателю иод-валом, наглухо заколоченным, отгороженным от широких просторов жизни. Грязь, пошлость, цинизм всякого рода - вот что ощутила Вера Павловна, когда через полгода после ухода из дома вновь пришла в подвал.

Опираясь на своих предшественников - Пушкина, Гоголя, Герцена, Чернышевский стремится убедить читателей, что злое и негодное в людях порождают дурные обстоятельства. Но автор Что делать? подчеркивает, что эти обстоятельства могут быть изменены только насильственным, т. е. революционным, путем. Стремление Чернышевского направить мысль читателя именно по такому руслу объясняет столь неожиданную форму обращения автора к Марье Алексеевне с похвальным словом. Люди, подобные ей, поступают скверно не со зла, а потому, что при господствующих порядках выгодно поступать дурно. Если же обстоятельства будут иными, люди не могут не измениться. Это вовсе не значит, что пышевский снимал ответственность с отдельного человека, оенося ее исключительно на среду, порождающую дурных юден. Доказательство тому - образы новых людей, тех, кто, преодолевая обстоятельства, сам определял свой жизненный путь.

Чернышевский-художник показал, что самое страшное для человека- это паразитизм. Жизнь имеет главным своим элементом труд,- провозглашает писатель. Там, где нет труда, возникает разлагающая человека праздность, утрачивается ощущение добра и зла. Такова в романе среда Сторешниковых, проматывающих свое состояние, а вместе с ним и жизнь. Даже неплохие по природе люди, например Серж, под влиянием праздности утрачивают подлинно человеческие качества.

Мысль о труде как источнике не только материальной, но и духовной жизни дорога Чернышевскому, и потому он уделяет ей много места в романе. Отсюда обстоятельный рассказ о швейных мастерских, где люди почувствовали себя людьми благодаря разумно организованному труду, отсюда же второй сон Веры Павловны.

Здесь мы находим интересное рассуждение о грязи реальной и фантастической, здоровой и гнилой. В реальной грязи есть движение, т. е. есть жизнь, имеющая главным своим элементом труд. Труд может стать источником возрождения человека. Достаточно прогреть эту почву, переместить в ней некоторые элементы, и на ней вырастут здоровые колосья. Совсем не то фантастическая грязь: здесь нет движения, нет труда. Паразитизм обесценивает все; это та гнилость, которая требует только дренажа, т. е. революции.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.