Поиск по сайту:



ЧТО ДЕЛАТЬ? ДОБРЫЕ И СИЛЬНЫЕ... Печать

 

ДОБРЫЕ И СИЛЬНЫЕ...

 

Больше всего молодых читателей романа Что делать? увлекла та тема, которая была обозначена в подзаголовке его: Из рассказов о новых людях. Именно эта тема превратила роман в учебник жизни.

Перед глазами читателей проходит ряд образов новых людей, умных, думающих, преисполненных воли к борьбе во имя нового порядка, который Чернышевский не имел возможности назвать словом социализм. Сколько их в этом романе! Ведь Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов отнюдь не одиноки. Автор не раз упоминает студентов и молодых офицеров, окружающих Лопухова и Кирсанова, людей, непосредственно близких к Рахметову. Интересно, что на последних страницах романа появляется плеяда новых действующих лиц: Мосолов, Никитин, дама в трауре. Это все те, кого Чернышевский считает нынешними людьми. Рядом с ними, сопровождая их на всем протяжении романа, проходит еще дин новый человек, тоже положительный герой своего времени,- автор. он не может не покорить читателя: столько в нем ума, страсти, человечности! Их уже много, этих чистых людей с чистыми мыслями,  их должно быть еще больше, и тогда жизнь будет иной.

Чернышевский хочет показать, что новый человек обладает ярко выраженной индивидуальностью, что богатая и напряженная умственная жизнь не может не вести к обогащению человеческой личности. Именно поэтому среди новых людей имеются, говорит автор, всякие люди: и сибариты и аскеты, и суровые и нежные, и всякие, всякие. Лопухов и Кирсанов, только кажутся одинаковыми людям не того типа. И действительно, как ни сходны их судьбы оба они разночинцы, которые грудью, без связей, без знакомств пролагали себе дорогу), как ни близки они по своим убеждениям, на каждом из них лежит печать своеобразия. У Лопухова темперамент пропагандиста; он весь в общении с молодежью, с простолюдинами. Кирсанов - крупный ученый, борец в науке; у него развито чувство красоты, он любит искусство. Но в главном новые люди едины. Так, все они приверженцы теории разумного эгоизма. Обычному эгоизму - стремлению поставить свои личные интересы выше общественных - новые люди противопоставляют стремление к общественному благу, которое рассматривается ими как благо личное, как выражение личных потребностей. И если они произносят слова выгода, польза, то понимать их следует только так: выгода для народа, польза для России будущего. Для счастья этих людей необходимо счастье других. Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы -все люди стали радостны и счастливы - таков ход мыслей Веры Павловны. Таким образом, новые люди своими рассуждениями, делами, жизнью утверждают единство общественных и личных интересов. И этими своими нравственными принципами они особенно близки нам.

Непременным качеством революционера автор считает глубо- кую человечность. Эта мысль становится одной из центральных в разговоре с проницательным читателем, который не в состоянии понять, что движет новыми людьми в их действиях. Автор замечает:...удовольствие-то находят они не в том, в чем ты, государь мой; они, видишь ли, высшее свое наслаждение находят в том, что- бы люди, которых они уважают, думали о них как о благородных людях.

Представляя читателю новых героев, мысленно сопоставляя их с лишними людьми, Чернышевский пишет, Что каждый из них - человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело. Новый человек - это человек безукоризненной честности, всем пылом своей молодой души желающий добра людям. Для такого человека делать добро так же естественно, как дышать.

Иногда слова Чернышевского о новых людях звучат возвышенно, патетически. Заглядывая в будущее, он предвидит, что им предстоит пережить немало трагического, и одна из трагедий- тупое непонимание людей, довольствующихся своей подвальной жизнью. Обращаясь к этим обитателям подвалов, писатель с болью восклицает: Так что же, шикайте и срамите, гоните и проклинайте, вы получили от них пользу, этого для них довольно, и под шумом шиканья, под громом проклятий они сойдут со сцены гордые и скромные, суровые и добрые, как были. Чернышевский знал, что путь в революцию - это путь, требующий от человека неисчислимых жертв, громадной выдержки, и он не скрывал этого от тех, к кому обращал свой роман.

Писатель хотел, чтобы люди, борющиеся за дело, т. е. за революцию, ясно представляли себе путь в будущее. А для этого нужны были знания, овладение теорией революционной борьбы. Недаром в биографиях его действующих лиц такое большое место занимают книги. Новый положительный герой - это мыслитель, которому теория помогает разобраться в жизни, узнать, что нужно народу.

Перед Чернышевским не мог не возникнуть вопрос: в состоянии ли эти люди, так высоко поднявшиеся в своем развитии над остальными, найти отклик у тех, во имя кого они трудятся? Не имея возможности широко говорить о положении народа, о народном движении, Чернышевский тем не менее заставляет читателя постоянно держать в поле своего зрения народ. Его герои теснейшим образом связаны с народом. Лопухов, Кирсанов, Мерцалов- выходкыиз Трудовой среды; Рахметов становится особенным че-ловекомж-Магодаря длительному общению с народом.

С точки зрения, Чернышевского, революционная интеллигенция отличается ог большинства народа только тем, что она теоретически тщдготовлен а и потому знает, что делать.

Как художник и публицист, Чернышевский сумел сказать чита- телю, что в идее революционного преобразования жизни, хотя не все до нее доросли, нет ничего татго, чего бы не понял и не при- нял простой человек, что именно она выражает коренные интересы народа.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.