Поиск по сайту:



ЧТО ДЕЛАТЬ? ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК. Печать

 

ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Глава Особенный человек впервые показала русскому читателю, что такое революционер-профессионал. Приходится удивляться тому, как удалось Чернышевскому найти форму для рассказа о практической деятельности революционера.

Атмосфера таинственности окружает появление Рахметова среди его единомышленников, его переезды из одного места в другое. Его неожиданно встречают в вагоне - он сел в каком-то городишке; он внезапно пропал из Москвы - предполагали, что он отправился путешествовать по Европе... Но все знают, что, когда настанет решающий момент, он возвратится в Россию. Это произойдет года через три-четыре, когда нужно будет ему вернуться на родину.

Слово нужно очень многозначительно. Почему нужно - не разъясняется, но читателю было понятно, что речь идет о возможной революции.

Чернышевскому трудно передать и разговоры, которые ведет Рахметов с единомышленниками. О своей встрече с Рахметовым автор рассказывает так: Мы потолковали с полчаса; о чем толковали, это все равно, довольно того, что он говорил надобно, я говорил нет. И читатели понимали, о чем могли говорить и спорить эти люди. Чернышевский мастерски передает самую атмосферу конспиративных встреч, неожиданных исчезновений, показывает, как приобщаются к революционному движению все новые и новые люди.

Рахметов для Чернышевского - явление не исключительное и не случайное. Такие люди тоже знамение времени. Читатель узнает, что автор встретил в своей жизни восемь образцов этой породы, из них двух женщин. Можно догадаться, кого именно имел в виду Чернышевский. Таких людей особой породы было еще мало, но важно, что они уже появились,- важно потому, что ими расцветает жизнь всех. Это лучшие из лучших - цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли. Недаром все так прислушиваются к слову Рахметова, точному и лаконичному, так ждут его возвращения на родину. Пора б ему вернуться! -говорит один. Да,-соглашается другой. Говорящие о нем в целях конспирации имени его не назы-

В главе Особенный человек идет речь о том, как формируются революционеры. Пытливый от природы, Рахметов скитался по России разными манерами: и сухим путем, и водою... и пешком, и на расшивах, и на косных лодках. Чтобы закалить себя физически, он становился то пахарем, то плотником, то перевозчиком, то бурлаком. Так он узнавал свою страну, свой народ.

Но путь Рахметова в революцию начался не с этого. Его перерождение в особенного человека, в будущего Никитушку Ломова началось с приезда в Петербург, со встречи с умными головами, которые думают не так, как другие.

Под влиянием Кирсанова Рахметов стал читать. Как и сам Чернышевский, его герой ощущал потребность в революционной теории, без которой невозможна борьба, и потому читал необычайно много и целеустремленно. Но Рахметов, как показывает Чернышевский, почувствовал необходимость изучить и жизнь. Он пустился в странствования, знакомясь с жизнью народа и участвуя в ней. Только после этого, заслужив прозвище Никитушки Ломова, он превращается в особенного человека. В романе он появляется уже как революционер-профессионал, теоретик, практик, умелый организатор и кеисптгратор, готовый к любым трудностям, даже к физическим пыткам.

Но Рахметов - живой человек, а не отвлеченная схема. Ему свойственна, как и всем новым людям, теплота и нежность чувства. Этого героя, подчинившего всю свою жизнь подготовке революции, глубокого мыслителя, у которого дел бездна, автор тоже ставит в сложные личные отношения. Выясняется, что и Рахметову ничто человеческое не чуждо. Его любовь к молодой женщине оказалась сильной, мучительной, захватившей все его существо. Какое обыкновенное человеческое страдание слышится в словах Рахметова: Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить.

Этот экземпляр очень редкой породы, человек, который в состоянии был ночь пролежать на гвоздях и казался людям мрачным чудовищем, в действительности был мягким и нежным. Я имела длинный разговор с свирепым Рахметовым - какой это нежный и добрый человек! - восклицает Вера Павловна. Не случайно он принял такое деятельное участие в судьбе Веры Павловны, Лопухова и Кирсанова.

Рахметов - дворянин. Видимо, Чернышевский, столько размышлявший о лишних людях - интеллигентах, вышедших из дворянской среды, сознательно противопоставил им дворянина-революционера. Судьба Рахметова говорила читателю, что в современных исторических условиях, когда в стране все назрело для революционного переворота, самовоспитание человека, и умственное и физическое, приобщение к жизни народа, осознание его интересов играют огромную роль. Дворянин Рахметов был одним из тех, кто сумел уловить дух времени и понять, что от самого человека.........

 

Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нем, и путь легок и заманчив, попробуйте... Наблюдайте думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым.

Построением своего романа Чернышевский создает ощущение непрерывного нарастания революционного движения, вовлекающего в свой поток все новых и новых людей. Пятая, предпоследняя глава так и называется - Новые лица и развязка. Вместе с ширящимся движением поднимается и чувство радостного волнения, тревожного ожидания. Кульминацией эпохи мог стать революционный переворот. И потому кульминацией романа стала последняя глава (шестая), которая называется Перемена декораций. Ее маленький размер подчеркивает особую значительность ее содержания. Эта глава словно окно в будущее. В ней все празднично, радостно, светло. Таких развязок, таких радостных прорывов в будущее не знала ни литература предшествующих десятилетий, ни литература, современная Чернышевскому.

Роман подчеркнуто не завершен. Путем намеков, недомолвок Чернышевский говорит читателю, что продолжить рассказ сможет тогда, когда он будет дописан жизнью. Надеюсь дождаться этого довольно скоро - таковы последние слова, с которыми обратился писатель к своим читателям.

И читатели платили художнику огромной любовью и всемерной отзывчивостью. Мы читали роман чуть не коленопреклоненно,- писал один из современников Чернышевского.- Он сыграл , великую роль в русской жизни, всю передовую интеллигенцию направил на путь социализма... Этот отзыв перекликается со словами Г. В. Плеханова: Кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее?.. Все мы черпали из него и нравственную силу и веру в лучшее будущее...

Школой высокой нравственности, мужества и революционной стойкости, учебником жизни является роман Николая Гавриловича Чернышевского и в наши дни.

 

ЛИТЕРАТУРА

Крупская Н. К- Ленин и Чернышевский. В кн. В. И. Ленин о литературе и искусстве. Изд. 3. М., 1967.

Луначарский А. В. Статьи о Чернышевском. М., 1958.

Н. Г. Чернышевский в воспоминаниях современников. Саратов, 1958-1959.

Богословский Н. Н. Г. Чернышевский. Изд. 2. М, 1957 (серия Жизнь замечательных людей).

Лебедев А. Герои Чернышевского. М., 1962.

Луни и Б. По следам вилюйского узника. М, 1960.

Наумова Н. Н. Н. Г. Чернышевский. Пособие для учащихся. М.-Л., 1966. Наумова Н. Н. Роман Н. Г. Чернышевского Что делать?. Л., 1972. П и н а е в М, Т. Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского Что делать?. М., 1963.

Погудин В. Н. Г. Чернышевский (Узники Петропавловской крепости). Л. 1965.

Сподвижники Чернышевского. М., 1961 (серия Жизнь замечательных людей).

Чернышевская Н. М. Повесть о Чернышевском. Саратов, 1971.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.