Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов НЕКРАСОВ Н. А. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИРИКИ НЕКРАСОВА. СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ.
НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИРИКИ НЕКРАСОВА. СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ. Печать

 

НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИРИКИ НЕКРАСОВА. СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ.

У молодого поэта складывается свой стиль. Что такое стиль писателя? Слово это произошло от греческого stylos (стйлос), что означало: палочка для письма на дощечке, покрытой воском. Происхождение слова помогает понять и его смысл. У каждого писателя свое перо, свой художественный почерк, свой стиль, который можно узнать в любом его произведении.

Стиль - это единство всех, седств идейно-художественного изображения жизни в произведениях писателя. Складывается стиль постепенно и развивается в течение всей творческой деятельности художника! Своеобразие стиля писателя зависит от его взглядов на жизнь и искусство, политических убеждений, его нравственных идеалов, характера его дарования, особенностей его личности.!

Большой художник воистину и резко индивидуален, как говорил Горький, и стиль его неповторим. Но есть важнейшие принципы творчества, которые объединяют писателей в рамках одного литературного направления.репин под конвоем

Некрасов вместе с Белинским укреплял позиции критическсого реализма в литературе и сам как поэт и прозаик был реалистом. Следовательно, Некрасову свойственны важнейшие черты, объединявшие всех мастеров критического реализма: изображение жизни в ее развитии, в реальной сложности и противоречивости, стремление к правде, к постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности, критика несправедливого социального устройства, художественное выражение передовых общественных идеалов своего времени, интересов своего народа.

Вместе с тем поэзия Некрасова обладает своими неповторимыми чертами.

Еще до Некрасова русская поэзия устами Пушкина и Лермонтова заявила о своем сочувствии крестьянству, о неразрывной связи любви к родине с любовью к русской деревне. Но только некрасовская поэзия поистине открыла читателю духовный мир русского крестьянства, выразила его чувства, стремления, идеалы.

Неослабевающий интерес поэта к жизни народа, к жизни страны во всех ее проявлениях привел к расширению тематики его лирики. В область поэзии включаются все стороны жизни. Вы уже могли заметить, что Некрасов говорит в своих поэтических произведениях о повседневных, непоэтических явлениях: о грязной и шумной петербургской улице, о крестьянке, которую под пьяную

В поэзию приходят новые темы, новые герои населяют поэтический мир художника-новатора. И они приносят с собою новую речь - подчас грубую, неблагозвучную, с точки зрения сторонников чистого искусства.

Интонации живой устной речи влияют на характер стиха, на ритмическую структуру некрасовской лирики. Поэт широко разрабатывает трехсложные ритмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

В лирике Некрасова возникает своеобразное явление, названное впоследствии исследователями многоголосием: рядом с образом автора появляются образы других людей, их голоса то сливаются, то как бы спорят с голосом поэта. Так раздвигается область лирики - она сближается с эпосом, шире охватывает явления общественной жизни. Как сказал Н. А. Добролюбов, в некрасовскую лирику врывается эпический элемент.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна, всегда поднимает острые вопросы общественного устройства и человеческих отношений, всегда проникнута гражданственностью.

Вот типичное для Некрасова стихотворение Перед дождем (1846):

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок...

Полумрак на все ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой

Спущен верх, перёд закрыт;

И пошел! - привстав с нагайкой,

Ямщику жандарм кричит...

 

Перед нами описание осенней природы и выражение чувств, которые она навевает. Но последнее четверостишие сразу переносит нас в мир человеческих отношений. И сама картина осени приобретает теперь иной характер: она усиливает чувство гражданской скорби. Мысль поэта постоянно устремлена к острейшим социальным проблемам. О чем бы он ни пи-

сал, гражданственность его позиции так или иначе сказывается.

И это характерно для поэта. В его стихах, обращенных к любимой женщине - писательнице А. Я- Панаевой, вместе с чувствами, свойственными любящим во все времена, звучат мотивы, отражающие духовный мир именно человека 60-х годов, разночинца и демократа.

Любимая в стихах Некрасова - друг, разделяющий его взгляды, товарищ в работе, соратница в борьбе. Поэт восхищается веселым, насмешливым умом возлюбленной, ее стойкостью и жизнерадостностью.

И часто он делится с ней своими мыслями и чувствами, навеянными картинами деревенской жизни, связанными с темой народа и его страданий.

Поэзия Некрасова - выражение мыслей и чувств гражданина, для которого его личные интересы неотделимы от интересов народа.

Гражданственность некрасовской поэзии, сохраняя традиции его предшественников - Рылеева, Пушкина, Лермонтова, вместе с тем несет на себе отчетливые признаки своего времени. Это гражданственность революционера-демократа, который стремится приблизить народную бурю.

В лирику Некрасова врываются ораторская речь, политическая публицистика, сатира

В Современной оде (1845) поэт иронически прославляет добродетельного ловкача, который торгует всем на свете: и собственной совестью, и честью своей дочери. Некрасов избирает для стихотворения форму язвительной похвалы:

Украшают тебя добродетели,

До которых другим далеко,

И -беру небеса во свидетели

- Уважаю тебя глубоко...

Ирония становится сильным оружием некрасовской поэзии. В Колыбельной (1845), используя мотивы известного лермонтовского стихотворения, поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника. Нянька поет младенцу:

...Будешь ты чиновник с виду

И подлец душой.

Провожать тебя я выйду

- И махну рукой!

Муза Некрасова не похожа на традиционный образ прекрасной девы - богини поэзии:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: Гляди!

Сестра твоя родная!

1848

Уличная сцена, привычная для петербуржца, превращается под пером поэта в символ народного страдания, гордого терпения и гнева. И вместе с тем образ крестьянки воплощает духовную сущность некрасовской поэзии. Его Муза становится кровной сестрой народа.

Сторонники чистого искусства пытались убедить Некрасова в том, что поэзия заключается не в реальности, а в изящности как формы стиха, так и предмета стихотворения. Они поучали поэта: Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю деревенщину. Однако поэт твердо стоял на своем: Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русских мужиков от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов я беру из их среды...

Демократический дух некрасовской поэзии вызывал тревогу и ненависть в стане реакции. Царский шпион Фаддей Булгарин доносил: Некрасов - самый отчаянный коммунист, стоит прочесть стихи его и прозу в Петербургском альманахе, чтобы удостовериться в этом. Он страшно вопиет в пользу революции.

В правительственных кругах Некрасов стал считаться неблагонамеренным, опасным автором.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.