Методическое руководство |
Правила рус - языка |
НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИРИКИ НЕКРАСОВА. СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ. |
НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИРИКИ НЕКРАСОВА. СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ. У молодого поэта складывается свой стиль. Что такое стиль писателя? Слово это произошло от греческого stylos (стйлос), что означало: палочка для письма на дощечке, покрытой воском. Происхождение слова помогает понять и его смысл. У каждого писателя свое перо, свой художественный почерк, свой стиль, который можно узнать в любом его произведении. Стиль - это единство всех, седств идейно-художественного изображения жизни в произведениях писателя. Складывается стиль постепенно и развивается в течение всей творческой деятельности художника! Своеобразие стиля писателя зависит от его взглядов на жизнь и искусство, политических убеждений, его нравственных идеалов, характера его дарования, особенностей его личности.! Большой художник воистину и резко индивидуален, как говорил Горький, и стиль его неповторим. Но есть важнейшие принципы творчества, которые объединяют писателей в рамках одного литературного направления. Некрасов вместе с Белинским укреплял позиции критическсого реализма в литературе и сам как поэт и прозаик был реалистом. Следовательно, Некрасову свойственны важнейшие черты, объединявшие всех мастеров критического реализма: изображение жизни в ее развитии, в реальной сложности и противоречивости, стремление к правде, к постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности, критика несправедливого социального устройства, художественное выражение передовых общественных идеалов своего времени, интересов своего народа. Вместе с тем поэзия Некрасова обладает своими неповторимыми чертами. Еще до Некрасова русская поэзия устами Пушкина и Лермонтова заявила о своем сочувствии крестьянству, о неразрывной связи любви к родине с любовью к русской деревне. Но только некрасовская поэзия поистине открыла читателю духовный мир русского крестьянства, выразила его чувства, стремления, идеалы. Неослабевающий интерес поэта к жизни народа, к жизни страны во всех ее проявлениях привел к расширению тематики его лирики. В область поэзии включаются все стороны жизни. Вы уже могли заметить, что Некрасов говорит в своих поэтических произведениях о повседневных, непоэтических явлениях: о грязной и шумной петербургской улице, о крестьянке, которую под пьяную В поэзию приходят новые темы, новые герои населяют поэтический мир художника-новатора. И они приносят с собою новую речь - подчас грубую, неблагозвучную, с точки зрения сторонников чистого искусства. Интонации живой устной речи влияют на характер стиха, на ритмическую структуру некрасовской лирики. Поэт широко разрабатывает трехсложные ритмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса. В лирике Некрасова возникает своеобразное явление, названное впоследствии исследователями многоголосием: рядом с образом автора появляются образы других людей, их голоса то сливаются, то как бы спорят с голосом поэта. Так раздвигается область лирики - она сближается с эпосом, шире охватывает явления общественной жизни. Как сказал Н. А. Добролюбов, в некрасовскую лирику врывается эпический элемент. Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна, всегда поднимает острые вопросы общественного устройства и человеческих отношений, всегда проникнута гражданственностью. Вот типичное для Некрасова стихотворение Перед дождем (1846): Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок... Полумрак на все ложится; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон. Над проезжей таратайкой Спущен верх, перёд закрыт; И пошел! - привстав с нагайкой, Ямщику жандарм кричит...
Перед нами описание осенней природы и выражение чувств, которые она навевает. Но последнее четверостишие сразу переносит нас в мир человеческих отношений. И сама картина осени приобретает теперь иной характер: она усиливает чувство гражданской скорби. Мысль поэта постоянно устремлена к острейшим социальным проблемам. О чем бы он ни пи- сал, гражданственность его позиции так или иначе сказывается. И это характерно для поэта. В его стихах, обращенных к любимой женщине - писательнице А. Я- Панаевой, вместе с чувствами, свойственными любящим во все времена, звучат мотивы, отражающие духовный мир именно человека 60-х годов, разночинца и демократа. Любимая в стихах Некрасова - друг, разделяющий его взгляды, товарищ в работе, соратница в борьбе. Поэт восхищается веселым, насмешливым умом возлюбленной, ее стойкостью и жизнерадостностью. И часто он делится с ней своими мыслями и чувствами, навеянными картинами деревенской жизни, связанными с темой народа и его страданий. Поэзия Некрасова - выражение мыслей и чувств гражданина, для которого его личные интересы неотделимы от интересов народа. Гражданственность некрасовской поэзии, сохраняя традиции его предшественников - Рылеева, Пушкина, Лермонтова, вместе с тем несет на себе отчетливые признаки своего времени. Это гражданственность революционера-демократа, который стремится приблизить народную бурю. В лирику Некрасова врываются ораторская речь, политическая публицистика, сатира В Современной оде (1845) поэт иронически прославляет добродетельного ловкача, который торгует всем на свете: и собственной совестью, и честью своей дочери. Некрасов избирает для стихотворения форму язвительной похвалы: Украшают тебя добродетели, До которых другим далеко, И -беру небеса во свидетели - Уважаю тебя глубоко... Ирония становится сильным оружием некрасовской поэзии. В Колыбельной (1845), используя мотивы известного лермонтовского стихотворения, поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника. Нянька поет младенцу: ...Будешь ты чиновник с виду И подлец душой. Провожать тебя я выйду - И махну рукой! Муза Некрасова не похожа на традиционный образ прекрасной девы - богини поэзии: Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: Гляди! Сестра твоя родная! 1848 Уличная сцена, привычная для петербуржца, превращается под пером поэта в символ народного страдания, гордого терпения и гнева. И вместе с тем образ крестьянки воплощает духовную сущность некрасовской поэзии. Его Муза становится кровной сестрой народа. Сторонники чистого искусства пытались убедить Некрасова в том, что поэзия заключается не в реальности, а в изящности как формы стиха, так и предмета стихотворения. Они поучали поэта: Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю деревенщину. Однако поэт твердо стоял на своем: Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русских мужиков от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов я беру из их среды... Демократический дух некрасовской поэзии вызывал тревогу и ненависть в стане реакции. Царский шпион Фаддей Булгарин доносил: Некрасов - самый отчаянный коммунист, стоит прочесть стихи его и прозу в Петербургском альманахе, чтобы удостовериться в этом. Он страшно вопиет в пользу революции. В правительственных кругах Некрасов стал считаться неблагонамеренным, опасным автором.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.