Методическое руководство |
Правила рус - языка |
ПОЭТ И ГРАЖДАНИН (1856). |
ПОЭТ И ГРАЖДАНИН (1856). Началом широчайшей известности Некрасова как поэта демократического и революционного явился его сборник 1856 года. Это был в сущности первый сборник некрасовских стихов, потому что предыдущий - Мечты и звуки (1840) -содержал стихи еще не сложившегося поэта. В секретном донесении цензурного ведомства с тревогой сообщалось: Имя г. Некрасова, уже давно известное в нашей литературе, сделалось еще более известным, лишь только поступило в продажу собрание его стихотворений... Книгу Некрасова видишь почти в каждом образованном семействе; все ее читают, все от нее в восторге,- все торопятся приобрести ее! Введением к сборнику послужило программное стихотворение Поэт и гражданин. Пушкин, сравнивая поэта с пророком. Лермонтов в 30-е годы скорбел о том, что голос поэта не звучит более как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Служение родине и народу Некрасов, как и его предшественники, считает главной задачей поэзии. ... В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника за безгласных и приниженных,- писал Некрасов Толстому в 1856 году, когда было создано стихотворение Поэт и гражданин. Стихотворение Поэт и гражданин появилось в момент обострения общественной борьбы, в канун 60-х годов. Прибегая к эзоповой речи, Некрасов говорит иносказательно о том политическом подъеме, какой переживала Россия после Крымской войны: Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость. Тому теперь не должно снать... далее возникает традиционный образ грозы как символ приближающейся революционной бури: Но гром ударил; буря стонет И снасти рвет, и мачту клонит... В стихотворении резко противопоставлены позиции двух людей: страстная гражданственность одного, равнодушие, уход от общественных интересов другого. Некрасов показывает, что поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным, ибо иссякает источник, питающий истинную поэзию. Поэт - герой стихотворения - лежит и ничего не пишет. Между тем он прошел сложный творческий путь. Поэт вспоминает годы своей юности: Без отвращенья, без боязни Я шел в тюрьму и к месту казни, В суды, в больницы я входил Не повторю, что там я видел... Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил! Перед нами реалист, который не бежал от жизни, а смело вторгался в нее, не боялся показывать ее темные стороны. Но под игом лет душа погнулась, поэт изнемог в борьбе и сложил смиренно руки. Померкли гражданские чувства, а вместе с ними и поэзия... Второй герой стихотворения - гражданин. К поэту он обраща- ется с революционным призывом, который звучал как обращение ко всем честным людям, в ком сохранилась хоть искра патриоти- ческого чувства:
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой, Ему нет горше укоризны... Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь... Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь...
Монологи гражданина напоминали читателям 50-60-х годов поэзию декабристов, вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. В этих монологах слышатся высокие слова революционной лирики 20-х годов: поэт - избранник неба, глашатай истин вековых, вещие струны, сердца благие, которым родина свята, благо ближнего, отечества достойный сын... Поэт и гражданин словно поменялись ролями: гражданин говорит как поэт, ибо он проповедует высокие идеалы, а поэт говорит как человек, погруженный в прозу жизни: чуть я не уснул, куда нам до таких воззрений, вишь куда метнул. Но в последнем монологе поэта мы слышим иное. Слова собеседника коснулись еще не заглохших струн его души, ирония и безразличие исчезают, их сменяют скорбь и раскаяние. Меняется истрой речи поэта, появляются совсем иные слова и чувства: долг священный человека, рок суровый, песен дар необычайный. Это уже голос истинного поэта. Что будет с ним дальше? В стихотворении нет ответа на этот вопрос. Но можно верить, что слова гражданина пали на благодатную почву. Стихотворение Поэт и гражданин явилось манифестом гражданской поэзии. В нем наиболее четко выражены взгляды Некрасова, соратника Чернышевского, на общественную роль литературы как учебника жизни. Некрасовский сборник 1856 года вызвал ярость и панику в лагере реакции. Секретное правительственное распоряжение предлагало принять меры, чтобы не было случаев публикации ни статей, касающихся этой книги, ни, в особенности, выписок из оной. По этому поводу Герцен писал в Колоколе: Воры и укрыватели воров большой руки подняли крик, начали жаловаться государю... на книжку стихотворений, где ничего нет, кроме участия к бедности и ненависти к притеснению... Это сочли чуть не адской машиной и снова дали волю цензурной орде.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.