Методическое руководство |
Правила рус - языка |
РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА (1857-1858). |
РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА (1857-1858). Сборник 1856 года открыл русским читателям то, что раньше ясно было немногим: в России появился поэт, чье творчество отражает духовный мир новых людей, убежденных демократов и революционеров. Вот поэтическая миниатюра, созданная Некрасовым в годы, когда в Москве и Петербурге шли ожесточенные споры о пред- стоящей крестьянской реформе: В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная война, А там, во глубине России - Там вековая тишина. Лишь ветер не дает покою Вершинам придорожных ив, Да выгибаются дугою, Целуясь с матерью-землею, Колосья бесконечных нив.. 1857 Сыновняя любовь к земле-матери, к народной России, сливается здесь с тревогой за ее судьбу. Цензура усмотрела в стихотворении повод к различным неблаговидным толкам и запретила его печатать. Но цензурные рогатки не могли уже преградить некрасовским стихам путь к читателю: их жадно ждали, переписывали, передавали друзьям, читали на вечерах и сходках... 1 Публикация - помещение в печати. Так было и со стихотворением Размышления у парадного подъезда, написанным в конце 1857 - начале 1858 года. На примере этого стихотворения можно видеть, как рождается в лирике Некрасова художественное обобщение. Напротив квартиры поэта на Литейном проспекте в Петербурге находился дом министра государственных имуществ. Министр ведал, в частности, землями и крестьянами, принадлежавшими правительству. Однажды Некрасов увидел, как дворники и городовой гнали от министерского подъезда крестьян-ходоков. Это было самое заурядное событие из тех, что давно примелькались жителям столицы. Но для поэта, погруженного в неотступные думы о судьбе народной, мимолетная сцена явилась зерном стихотворения. Размышления у парадного подъезда представляют собой внутреннюю речь поэта, в которой слито воедино все, что он видит, чувствует, думает. Читатель как бы становится рядом с автором стихотворения, смотрит его глазами, заражается его отношением к происходящему. Мы видим парадный подъезд и в торжественные, и в обычные дни. Его осаждают то раболепствующие чиновники, то курьеры с бумагами, то убогие просители... Этот пышный подъезд становится символом российской государственной системы. Сущность ее нам открывает центральная сцена стихотворения: Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди... Здесь ощутимо меняются интонации авторской речи. В начале стихотворения звучали презрение (Одержимый холопским недугом...), ирония (Так глубоко довольны собой, Что подумаешь - в том их призванье!), жалость (А иные просители плачут). О крестьянах-пилигримах Некрасов говорит торжественно и скорбно. Мы чувствуем, что это не просто несчастные, которые пришли просить чего-то лично для себя. Деревенские русские люди, как уважительно называет их поэт,- посланцы дальних губерний, ходоки из бескрайней, глубинной крестьянской России. На взгляд холопа, они некрасивы. Но у читателя возникает совсем иное впечатление: поэт нарисовал трагически прекрасные образы, образы вечных тружеников и страдальцев: Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых. Эти-то кормильцы и защитники России, ее подлинные хозяева, с точки зрения представителей самодержавной власти,- презренная чернь: Кто-то крикнул швейцару: Гони! Наш не любит оборванной черни! Неизвестно, кто это крикнул - чиновник или лакей, ясно только что все окружение всесильного вельможи пропитано духом чванливого презрения к народу. Мы понимаем, что власть вельможи антинародна по самой своей сути. И держится эта власть лишь благодаря долготерпению и покорности народа: И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: суди его бог! Разводя безнадежно руками, И покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами... Некрасов не высказывает прямого своего отношения к происходящему, но нельзя не почувствовать за этими строками безмерной боли. Ноэт хочет, чтобы читатели вместе с ним пережили ту же муку: видеть, как наглое ничтожество, облеченное государственной властью, издевается над народом и как народ это безропотно терпит! Поэт громко, во всеуслышание говорит то, о чем втайне думали уже многие его современники: всесильный вельможа просто развратник, обжора, игрок, его прославленная жизнь -праздная жизнь паразита: И сойдешь ты в могилу... герой, Втихомолку проклятый отчизною, Возвеличенный громкой хвалой!.. Мысль о бесправии и покорности народа неотделима в стихотворении от другой мысли - о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих в нем неиссякаемых силах. Некрасов называет крестьянина - сеятель наш и хранитель. Поэт - и вместе с ним читатель - прослеживает весь дальнейший путь ходоков. Вот они в харчевне убогой заливают вином свое горе. Вот они бредут по бесконечным дорогам, питаясь подаянием, и то ли стонут, то ли песню поют, похожую на стон. Перед глазами встает вся Россия с ее полями, степями, дорогами, судами, тюрьмами, рудниками... Крестьянский стон сливается с бурлацкой песней, и вот уже, кажется, стонет вся русская земля: Где народ, там и стон... Эх, сердечный, Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, - Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил? Стихотворение кончается вопросом, на который нет пока ответа. Но такая постановка самого главного, решающего вопроса русской жизни не могла оставить равнодушным человека, в котором жило или могло проснуться патриотическое чувство. Стихотворение достигло цели: запрещенное цензурой, оно сделалось известным буквально всей России. Его последняя часть стала популярной студенческой песней. Позднее Размышления... напечатал в Колоколе Герцен, сопроводив таким примечанием: Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить.
|
Комментарии
да я тоже
Просто диву даешься ? Пришли ко времени., 200 лет тому назад, Наши чиновники и руководители развели бюрократию прямо по стихотворению Некрасова. Никого не видим,ни чего не слышим, народ быдло,его гонят отовсюду,душат налогами,топят, загоняют в грязь. И некому приклонить голову,ждать помощи. Страшно становиться жить!!! На улицу не выйдешь-убьют . Боже до чего наша Россия докатилась? Очень обидно!!!
Спасибо сайту)):3