Методическое руководство |
Правила рус - языка |
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ. СТИЛЬ ПОЭМЫ |
ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ. СТИЛЬ ПОЭМЫ
Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его ire только по сборникам песен, сказок, плачей - таких сборников было много в его библиотеке, но и в непосредственном общении с народом. Сказочна завязка поэмы. На мотивах народной волшебной сказки построен Пролог. В нем часто попадаются сказочные выражения: Шли долго ли, коротко ли, Шли близко ли, далёко ли... Много в поэме песен (народных и созданных самим Некрасовым в духе народных) -свадебных, семейно-бытовых, любовных, лирических. Песенные образы и ритмы пронизывают все повествование. В речи автора-рассказчика и его героев встречаются образные народные слова (приубожилась, доведать, смеючись, во времена досюльные), постоянные эпитеты (ветры буйные, море синее, очи ясные, добрый молодец, горе лютое), характерные для народного творчества повторы (рад-радешенек, полным-полно, ругательски ругается). Широко использованы пословицы (Высоко бог, далеко царь, Хвали траву в стогу, а барина в гробу, А свиньи ходят по земле - не видят неба век, И рад бы в рай, да дверь-то где?), загадки (Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда ревет, Замок - собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом). Речь крестьян - героев поэмы точна, красочна, полна метких афоризмов: Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями..., Цепями руки кручены, железом ноги кованы..., Клейменый, да не раб! Используя произведения фольклора, Некрасов подходил к ним с той же творческой свободой, как и народные сказители. Он отбирал, переделывал, совершенствовал тексты, более всего заботясь о том, чтобы передать светлый ум, поэтическое воображение, свободолюбие народа. Из причитаний знаменитой сказительницы Ирины Федосовой поэт выбирает и обрабатывает те, в которых наиболее остро выражена ненависть трудового крестьянства к угнетателям. Сказительница пела: Вы падите-тко, горюци мои слезушки, Вы не на воду падите-тко, не на землю, Не на божью вы церковь, на строеньице, Вы падите-тко, горюци мои слезушки, Вы на этого злодея супостатого... А вот как причитает Матрена Тимофеевна над телом Демушки: Падите, мои слезоньки, Не на землю, не на воду, Не на господень храм! Падите прямо на сердце Злодею моему... Иногда поэт придает новый смысл образам народной поэзии, использует их в ином значении. В известной пословице говорится: Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка по выбору. У Некрасова о мужиках-странниках, идущих полем, сказано так: Пшеница их не радует: Ты тем перед крестьянином, Пшеница, провинилася, Что кормишь ты по выбору,- Зато не налюбуются На рожь, что кормит всех. Пословица Есть у бога топоры, да лежат до поры получила в поэме новую, бунтарскую окраску: Да наши топоры Лежали до поры. Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов создал близкий к народному нерифмованный стих, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спокойном эпическом рассказе. Поэма написана в основном трехстопным ямбом, которому придают своеобразие два безударных слога в окончании многих стихов: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Этот стих лишен рифмы, по богат внутренними созвучиями-повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков: Проснулось эхо гулкое, Пошло гулять - погуливать, Пошло кричать - покрикивать, Как будто подзадоривать Упрямых мужиков. В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость. Савелий верит в богатырскую мощь народа, но видит, что силы народные уходят на бесконечное терпение. Народ в рассказе Савелия похож на былинного богатыря Святогора: Покамест тягу страшную Поднять-то поднял он. Да в землю сам ушел по грудь С натуги! По лицу его Не слезы - кровь течет! Размышления Савелия о народной мощи и долготерпении заставляют вспомнить, как горько сожалели революционеры-демократы 60-70-х годов о недостатке революционности в массах крестьянства. Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася? - Под розгами, под палками По мелочам ушла!- тоскует Савелий. В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для крестьянства веру в божью помощь и в доброго царя: высоко бог, далеко царь. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю. Но, видя, как бесконечно долго сносит народ цепи и розги, Савелий сам временами начинает проповедовать терпение и смирение. Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы... И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия: Недотерпеть - пропасть, Перетерпеть - пропасть. Не зря ведь и мужикам-странникам так полюбилось слово Савелия наддай, то самое, с которым он и другие крестьяне закапывали в землю кровопийцу-управляющего.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.