Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов НЕКРАСОВ Н. А. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ. СТИЛЬ ПОЭМЫ
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ. СТИЛЬ ПОЭМЫ Печать

 

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ. СТИЛЬ ПОЭМЫ

 

Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его ire только по сборникам песен, сказок, плачей - таких сборников было много в его библиотеке, но и в непосредственном общении с народом.

Сказочна завязка поэмы. На мотивах народной волшебной сказки построен Пролог. В нем часто попадаются сказочные выражения:

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далёко ли...

Много в поэме песен (народных и созданных самим Некрасовым в духе народных) -свадебных, семейно-бытовых, любовных, лирических. Песенные образы и ритмы пронизывают все повествование.

В речи автора-рассказчика и его героев встречаются образные народные слова (приубожилась, доведать, смеючись, во времена досюльные), постоянные эпитеты (ветры буйные, море синее, очи ясные, добрый молодец, горе лютое), характерные для народного творчества повторы (рад-радешенек, полным-полно, ругательски ругается). Широко использованы пословицы (Высоко бог, далеко царь, Хвали траву в стогу, а барина в гробу, А свиньи ходят по земле - не видят неба век, И рад бы в рай, да дверь-то где?), загадки (Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда ревет, Замок - собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом).

Речь крестьян - героев поэмы точна, красочна, полна метких афоризмов: Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями..., Цепями руки кручены, железом ноги кованы..., Клейменый, да не раб!

Используя произведения фольклора, Некрасов подходил к ним с той же творческой свободой, как и народные сказители. Он отбирал, переделывал, совершенствовал тексты, более всего заботясь о том, чтобы передать светлый ум, поэтическое воображение, свободолюбие народа. Из причитаний знаменитой сказительницы Ирины

Федосовой поэт выбирает и обрабатывает те, в которых наиболее остро выражена ненависть трудового крестьянства к угнетателям. Сказительница пела:

Вы падите-тко, горюци мои слезушки,

Вы не на воду падите-тко, не на землю,

Не на божью вы церковь, на строеньице,

Вы падите-тко, горюци мои слезушки,

Вы на этого злодея супостатого...

А вот как причитает Матрена Тимофеевна над телом Демушки:

Падите, мои слезоньки, Не на землю, не на воду, Не на господень храм! Падите прямо на сердце Злодею моему...

Иногда поэт придает новый смысл образам народной поэзии, использует их в ином значении. В известной пословице говорится: Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка по выбору. У Некрасова о мужиках-странниках, идущих полем, сказано так:

Пшеница их не радует:

Ты тем перед крестьянином,

Пшеница, провинилася,

Что кормишь ты по выбору,-

Зато не налюбуются

На рожь, что кормит всех.

Пословица Есть у бога топоры, да лежат до поры получила в поэме новую, бунтарскую окраску:

Да наши топоры

Лежали до поры.

Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов создал близкий к народному нерифмованный стих, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спокойном эпическом рассказе.

Поэма написана в основном трехстопным ямбом, которому придают своеобразие два безударных слога в окончании многих стихов:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

Этот стих лишен рифмы, по богат внутренними созвучиями-повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков:

Проснулось эхо гулкое, Пошло гулять - погуливать, Пошло кричать - покрикивать, Как будто подзадоривать Упрямых мужиков.

В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость.савелий и матрена тимофеевна лебедева Савелий верит в богатырскую мощь народа, но видит, что силы народные уходят на бесконечное терпение. Народ в рассказе Савелия похож на былинного богатыря Святогора:

Покамест тягу страшную

Поднять-то поднял он.

Да в землю сам ушел по грудь

С натуги! По лицу его

Не слезы - кровь течет!

Размышления Савелия о народной мощи и долготерпении заставляют вспомнить, как горько сожалели революционеры-демократы 60-70-х годов о недостатке революционности в массах крестьянства.

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

- Под розгами, под палками

По мелочам ушла!-

тоскует Савелий.

В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для крестьянства веру в божью помощь и в доброго царя: высоко бог, далеко царь. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю. Но, видя, как бесконечно долго сносит народ цепи и розги, Савелий сам временами начинает проповедовать терпение и смирение.

Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы... И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия:

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть - пропасть.

Не зря ведь и мужикам-странникам так полюбилось слово Савелия наддай, то самое, с которым он и другие крестьяне закапывали в землю кровопийцу-управляющего.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.