Методическое руководство |
Правила рус - языка |
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО У СЕРДЦЕ ГНЕВНОЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ. |
У СЕРДЦЕ ГНЕВНОЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ. Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимофеевны, жены его внука. Рассказ крестьянки о Савелии - свидетельство того, что она понимает его, всем сердцем ему сочувствует. Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!..- говорит многострадальная мать. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни: По мне обиды смертные Прошли неотплаченные... В словах этих нет ни тени христианского всепрощения и смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянки, однако в ее сознании сохранилась и привычная вера в заступничество божьей матери, в силу молитвы. И все же читатель видит, что спасает Матрену Тимофеевну собственная ее душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми, крестьяне надро-жалися. Несчастная мать говорит от лица всего народа: В груди у них нет душеньки, В глазах у них нет совести, На шее - нет креста! Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини. Рассказ о крестьянке Корчагиной приводил читателя к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми: В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото -Севдце народное!
Люди холопского званияТоэт не идеализировал народ, зная, что гте-вг?р сердца усшллп ипГГгив растлевающего влияния рабства. Лакей Ипат (глава Последыш) и слышать не хочет о воле. 1 Вспомните, что и образ Катерины в Грозе Островского был воспринят как свидетельство нового этапа русской жизни и близкой гибели самодурной силы. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его киязгошкой, а себя рабом последним. Автор дает Ипату меткую и злую оценку: холуй чувствительный. Такого же раба встречаем мы и в главе Счастливые. Это лакейкнязя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о счастье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина любимым рабом, болел болезнью благородною- подагрой, лизал барские тарелки. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам,- писал В. И. Ленин. Мтенависть к холопству, к рабьему терпению - одна из характерных черт нравственного облика революционеров-демократов. И лучшие из крестьян также понимают, что рабство калечит души. Если в среде народной встречаются холопы и предатели, то всему виною крепь, как говорит Гриша Добросклонов. В рассказе Про холопа примерного - Якова верного бывший дворовый барона Синегузина Викентий Александрович говорит: Люди холопского звания - Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. Знаменательно, что история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Яков, кажется, прирожденный холоп: Всю жизнь Только и было у Якова радости Барина холить, беречь, ублажать. Всю жизнь он прощал барину обиды, издевательства, но, когда господин Поливанов сдал в солдаты племянника Якова, позарившись на его невесту, Яков не выдержал и отомстил барину хотя бы собственной смертью. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.