Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов НЕКРАСОВ Н. А. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО У СЕРДЦЕ ГНЕВНОЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ.
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО У СЕРДЦЕ ГНЕВНОЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ. Печать

 

У СЕРДЦЕ ГНЕВНОЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ.

Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены сердце Матрены ТимофеевныТимофеевны, жены его внука. Рассказ крестьянки о Савелии - свидетельство того, что она понимает его, всем сердцем ему сочувствует.

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!..-

говорит многострадальная мать. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные...

В словах этих нет ни тени христианского всепрощения и смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата.

Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянки, однако в ее сознании сохранилась и привычная вера в заступничество божьей матери, в силу молитвы. И все же читатель видит, что спасает Матрену Тимофеевну собственная ее душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми, крестьяне надро-жалися. Несчастная мать говорит от лица всего народа:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее - нет креста!

Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Рассказ о крестьянке Корчагиной приводил читателя к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасенное

Сердце свободное

- Золото, золото

-Севдце народное!

 

Люди холопского званияТоэт не идеализировал народ, зная, что гте-вг?р сердца усшллп ипГГгив растлевающего влияния рабства. Лакей Ипат (глава Последыш) и слышать не хочет о воле.

1 Вспомните, что и образ Катерины в Грозе Островского был воспринят как свидетельство нового этапа русской жизни и близкой гибели самодурной силы.

Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его киязгошкой, а себя рабом последним. Автор дает Ипату меткую и злую оценку: холуй чувствительный.

Такого же раба встречаем мы и в главе Счастливые. Это лакейкнязя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о счастье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина любимым рабом, болел болезнью благородною- подагрой, лизал барские тарелки. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам,- писал В. И. Ленин.

Мтенависть к холопству, к рабьему терпению - одна из характерных черт нравственного облика революционеров-демократов. И лучшие из крестьян также понимают, что рабство калечит души. Если в среде народной встречаются холопы и предатели, то всему виною крепь, как говорит Гриша Добросклонов. В рассказе Про холопа примерного - Якова верного бывший дворовый барона Синегузина Викентий Александрович говорит:

Люди холопского звания

- Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Знаменательно, что история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Яков, кажется, прирожденный холоп:

Всю жизнь

Только и было у Якова радости

Барина холить, беречь, ублажать.

Всю жизнь он прощал барину обиды, издевательства, но, когда господин Поливанов сдал в солдаты племянника Якова, позарившись на его невесту, Яков не выдержал и отомстил барину хотя бы собственной смертью. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.