Поиск по сайту:



КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ПОСЛЕДЫШИ. Печать

ПОСЛЕДЫШИ.

Вся поэма:проникнута ощущением неизбежной и скорой гибели самодержавного строя, основанного на рабской по-корности. Опора этого строя - помещики, они изображены в поэме последышами, доживающими свой век. Давно нет на свете свирепого Шалашникова, великого мастера порки. Символический характер имеет картина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивает дворня (глава Крестьянка).

Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):

Какой-то барин кругленький;

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту...

Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучани рассказа, подчеркивают ничтожество кругленького человечка.

В крестьянской речи часто звучит издевка над барами:

Мы, барщинные, выросли

Под рылом у помещика.

Словечко рыло ясно говорит об отношении крепостных к своему господину.

С торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе Последыш. Глубокий смысл имеет само ее название.

Перед нами выживший из ума рабовладелец, и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И - разные глаза:

Один здоровый - светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Влас сравнивает его со зверем: Как зверь метнулся раненый...

И все-таки Последыш скорее смешон, чем страшен. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами. Крестьяне согласились лишь поиграть в крепостных, пока не умрет последыш. Прав непокладистый мужик Aran Петров, открывший князю Утятину истину:

...Последыш ты! По милости Мужицкой нашей глупости Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы последышу Пинка - и кончен бал!

 

Освобождение народа от религиозных пут. Пошатнулось и доверие крестьян к религии, к ее служителям - проповедникам покорности и смирения. Поп, который первым отвечал странникам на их вопрос, и сам спрашивает у мужиков:

...Скажите, православные,

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

Крестьяне позам я лися,

Молчат - и поп молчит.

Поп видит, что все в мире переменчиво, что рушатся привычные нормы жизни и счастье-покой, богатство, честь-недостижимо. В душе попа борются противоположные чувства. Он тоскует о том, что перевелись помещики: от них зависело поповское благополучие. Но и крестьянину поп сочувствует вполне искренне. Иным предстает перед нами священник Иван (глава Демуш-ка) - подлый прислужник властей. Он жалуется зверю лютому- становому: У нас народ все голь да пьянь...

А поп - собеседник странников - с болью говорит о народной бедности;

Крестьянин сам нуждается

И рад бы дать, да нечего

Поэт запечатлел здесь одну из характерных черт общественной жизни того времени. Ломка устоев самодержавия, крепостничества, православия выбила из колеи и многих священнослужителей, особенно сельских. Они были выходцами из крестьян, жили среди крестьянства и подчас способны были нелицемерно сострадать народному горю. Таков и попик седенький, рассказавший о судьбе Ер-мила Гирина.

А в крестьянской среде религиозное сознание, так долго служившее крепи, все чаще как бы взрывается изнутри под напором классовой ненависти. Смиренный богомол иона Ляпушкин, любимец крестьян, рассказывает легенду и двух великих грешниках, где в религиозной форме звучит призыв не к всепрощению, а к бунту, к праведному возмездию господам за угнетениё и бесчеловечность. Разбойник Кудеяр- герой этой легенды - получил прощение всех грехов, когда вонзил нож в сердце пану Глуховскому мчителю нароля.

В том, что парод жадно слушает правдолюбцев, подобных Ионе, поэт видит великий признак духовного освобождения от крепи:

Кто видывал, как слушает

Своих захожих странников

Крестьянская семья,

Поймет, что ни работою,

Ни вечною заботою,

Ни игом рабства долгого,

Ни кабаком самим

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.