Поиск по сайту:



КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ХОРОШО? Печать

 

ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ХОРОШО?

 

Когда Вере Фигнер, героине народ- нического движения, после многих лет заточения в Шлиссельбургской крепости дали бумагу и разрешили писать, первое, что она написала, была песня из Кому на Руси жить хорошо. Это песня о двух дорогах, которые открываются перед человеком, вступающим в жизнь..

Средь мира дольного

Для сердца вольного

Есть два пути.

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твердую,

Каким идти?

Одна просторная

Дорога - торная,

Страстей раба,

По ней громадная

К соблазну жадная

Идет толпа...

По этой трудной дороге шла Вера Фигнер, шел сам поэт и его соратники, шли его любимые герои.

Конечно, не случайно Вера Фигнер в такую минуту вспомнила именно стихи Некрасова. Поэт провозглашал нравственные идеалы революционной демократии. Когда В. И. Ленин говорил, что на поэзии Некрасова воспитывалось поколение революционных борцов, он имел в виду и политическое, и нравственное воздействие поэта на читателей.

В своей поэме-эпопее Некрасов ставит важнейшие нравственные проблемы: о смысле жизни, о долге, о грехе, который не заслуживает прощения. Одна из таких нравственных проблем непосредственно вытекает из вопроса, сформулированного в заглавии поэмы: Кому на Руси жить хорошо. Что же значит: жить хорошо? В чем заключается подлинное счастье?

Герои поэмы понимают счастье по-разному. С точки зрения попа, это покой, богатство, честь. По мнению помещика, счастье - это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами.



По дороге, ведущей к богатству, карьере, власти, «громадная, к соблазну жадная идет толпа». Но такое «счастье» презирает поэт. Не привлекает оно и его героев-правдоискателей. Им видится иной путь, иное счастье:


Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Только в борьбе за «воплощение счастия народного» человеку «вольготно, весело живется на Руси». Так понимали жизнь лучшие люди страны. Прочитав первые главы поэмы, сельская учительница А. Малоземова написала Некрасову о себе как о «вполне счастливом человеке». Радость и удовлетворение она находила в скромной деятельности просветителя народа. Некрасов ответил ей: «Счастье, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы...»



«Имя громкое народного заступника». Поэт создает образы «новых людей» — выходцев из народной среды, ставших борцами за народное счастье. Таков Ермил Гирин. Почет и любовь снискал он «строгой правдою, умом и добротой». Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле. Оказывается, Ермил попал в острог, когда бунтовала «Испуганной губернии, уезда Недыханьева деревня Столбняки».

 

Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:

...лет пятнадцати

Григорий твердо звал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он из числа смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала...

Если в эпоху декабристов против самодержавия поднимались лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это свидетельствует о пробуждении народного самосознания на втором этапе русского освободительного движения:

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством - и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, но где он много читал и много думал... А дальше

Ему судьба готовила

Путь славный,

Имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой такого посланца.

В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора. Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин. В главу Пир - на весь мир включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежды. Их поют крестьяне, так как Гришины песни близки им по ДУ У- Гриша, как и автор поэмы, свято верит в силу народную, Р золотое сердце народа. Революционный оптимизм звучит в песне Русь, которую любил цитировать В. И. Ленин:

Рать подымается -

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.