Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ. ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ПОРФИРИЯ ГОЛОВЛЕВА.
ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ. ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ПОРФИРИЯ ГОЛОВЛЕВА. Печать

 

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ПОРФИРИЯ ГОЛОВЛЕВА.

Содержание романа Господа Головлевы нельзя, конечно, свести к чисто нравственным проблемам. В нем идет речь и об ответственности господствующих классов, правивших Россией, перед народом, перед родиной за те социальные умертвия, которые совершались в русской жизни.

Предательство, хищничество, жестокий расчет, отсутствие живых человеческих чувств - вот типичные пороки класса крепостников, воплощенные в образе Иудушки. Пороки эти типичны и для любого общественного строя, основанного на эксплуатации человека человеком. Иудушка предстает перед нами прежде всего как эксплуататор, как помещик, который стремится вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь мужичка.

Порфирий Головлев - защитник основ буржуазно-помещичьего общества. Он утверждает справедливость и неизбежность социального неравенства. А мужичок - тот трудится!.. Не всем в палатах жить да по балам прыгать - надо кому-нибудь и в избеночке курненькой пожить, за землицей-матушкой походить да похолить ее! - рассуждает Иудушка. Он проповедует классовую мораль: Бога чтить - это первое, а потом - старших, которые от самих царей отличие получили, помещиков, например.

Художественное исследование лицемерия носило острый социально-политический характер. Ложь, пустословие, ханжество - это пороки, присущие не только головлевскому роду и отпрыску его Иудушке. ...Общество наше лицемерно...- говорил сатирик в одном из поздних своих произведений.- Разве лицемерие - не гной, не язва, не гангрена? Потоки лицемерной лжи захлестывали страницы реакционных газет, воспевавших русское самодержавие. Щедрин обличает это звонкое пустословие, бессодержательную канитель, напоминающие разглагольствования Порфирия Голов-лева.

В. И. Ленин в своих трудах и выступлениях по разным поводам вспоминал героя романа Господа Головлевы - Иудушку. Этот образ оказался столь емким, что именем Иудушки можно было охарактеризовать самых различных предателей рабочего движения. Так, например, в годы реакции Ленин писал: ...жаль, что не дожил Щедрин до великой российской революции. Он прибавил бы, вероятно, новую главу к Господам Головлевым, он изобразил бы Иудушку, который успокаивает высеченного, избитого, голодного, закабаленного мужика... кадетский Иудушка Головлев способен внушить самое жгучее чувство ненависти и презрения... Ведь он действительно засоряет глаза народу, действительно отупляет умы! (1907).

Ленин воспроизводит и сущность, и стиль речей щедринского героя: К чему борьба, зачем междоусобицы? - говорит Иудушка-кадет, вознося очи горе и укоризненно поглядывая на революционный народ и на контрреволюционное правительство.- Братия! Возлюбим друг друга!..

Перенося Иудушку в другую историческую обстановку, Владимир Ильич раскрывал всеобъемлющий смысл щедринского образа, значение которого далеко выходит за рамки семейного романа. Ленин называл образ Иудушки бессмертным.

...........................................

В. И. Ленин широко использовал в своих трудах щедринские образы. Почти все основные произведения сатирика в поле зрения Ленина. Исследователи подсчитали, что в ленинских- трудах Щедрин цитируется 340 раз!

Обращаясь к редакции большевистской Правды, В. И. Ленин писал в 1912 году: Хорошо бы вообще от времени до времени вспоминать, цитировать и растолковывать в Правде Щедрина и других писателей старой народнической демократии. Для читателей Правды - для 25 000--это было бы уместно, интересно, да и получилось бы освещение теперешних вопросов рабочей демократии с иной стороны, иным голосом.

В этих словах раскрывается метод, каким пользовался сам Ленин. Глубоко понимая самую сущность типов, созданных Щедриным, Ленин видит в них воплощение не только черт, ограниченных рамками одной эпохи, но и общих черт, свойственных эксплуататорским классам, деспотическому строю любой страны, любого исторического периода.

Владимир Ильич показывает эволюцию в новых исторических условиях таких персонажей, как Иудушка, Карась-идеалист, Премудрый пескарь, Угрюм-Бурчеев, адвокат-либерал Балалайкин, и с помощью этих образов, уже знакомых читателю, характеризует классовых врагов пролетариата.

Интересно проследить эволюцию хотя бы одного такого литературного типа. Вы помните гоголевского Тряпичкина - друга Хлестакова, которому тот адресует свое знаменитое письмо. Тря-пичкин - продажный журналист, напоминающий Булгарина: Если кто попадет на зубок,- берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньгу тоже любит.

Щедрин не раз давал новую жизнь классическим персонажам русской литературы: на его страницах в изменившихся исторических условиях оживают Митрофаны, Ноздревы, Молчалины. И знакомый нам Тряпичкин появляется в таких произведениях, как Помпадуры и помпадурши, В среде умеренности и аккуратности. Но это уже не только мелкая и грязная журнальная букашка. Это типичный прислужник буржуазной прессы, изменивший своим прежним либеральным убеждениям, продающий свое перо реакционным газеткам, которым Щедрин дал меткие названия: Чего изволите?, Помои.

Ленин использует образ Тряпичкина, клеймя либеральное пустозвонство изменников рабочего движения. Он говорит о тряпич-кинстве как о явлении, типичном отнюдь не только для эпохи Щедрина. Кстати, и газеты Чего изволите? и Помои Ленин упоминает, обличая продажную печать.

Не только типы, созданные Щедриным, но и отдельные крылатые слова, ядовитые кллчки, меткие названия, рожденные мастером эзоповых речей, постоянно встречаются в ленинских работах. Труды Ленина свидетельствуют о том, насколько органически вошли в литературную речь щедринские выражения. Владимир Ильич

говорит о Пошехонье как о символе дикости, отсталости, о знаменитых российских помпадурах и пенкоснимателях, о тактике либералов применительно к подлости, о тактике черносотенного правительства, которая исчерпывается словами не потерплю! сокрушу! и сводится к мерам пресечения, запрещения, ограничения.

Так раскрывается в трудах Ленина безграничная глубина и революционная направленность сатирического наследия Щедрина. Широко используя это старое, но грозное оружие сатирика, Ленин писал: Пора родиться новому Щедрину...

Беспощадное остроумие писателя вызывает и у современного читателя чувство ненависти, презрения ко всяческому проявлению лицемерия, бюрократизма, помпадурства, обывательщины, рабьей трусости и приспособленчества. Вместе с тем слово сатирика про буждает любовь к тем высоким идеалам, во имя которых Щедрин бичевал общественные пороки. Вот почему, характеризуя творчество Щедрина, Горький писал о пророческом смехе, о пророческом предвидении великого сатирика.

 

ЛИТЕРАТУРА

М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959.

М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. М , 1957.

М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах, иллюстрациях, документах. Составитель В. Н. Баскаков. Л., 1968.

Бухштаб Б. Я. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л„ 1962 (серия В помощь учащимся старших классов).

Tурков А. Салтыков-Щедрин. Изд. 2-е. М., 1965 (серия Жизнь замечательных людей).





 

Комментарии  

 
Ахл
0 #1 Ахл 17.11.2018 05:45
роман господа головлевы. Объясните значение слова господа
Цитировать
 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.