Методическое руководство |
Правила рус - языка |
ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ. ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ПОРФИРИЯ ГОЛОВЛЕВА. |
ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ПОРФИРИЯ ГОЛОВЛЕВА. Содержание романа Господа Головлевы нельзя, конечно, свести к чисто нравственным проблемам. В нем идет речь и об ответственности господствующих классов, правивших Россией, перед народом, перед родиной за те социальные умертвия, которые совершались в русской жизни. Предательство, хищничество, жестокий расчет, отсутствие живых человеческих чувств - вот типичные пороки класса крепостников, воплощенные в образе Иудушки. Пороки эти типичны и для любого общественного строя, основанного на эксплуатации человека человеком. Иудушка предстает перед нами прежде всего как эксплуататор, как помещик, который стремится вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь мужичка. Порфирий Головлев - защитник основ буржуазно-помещичьего общества. Он утверждает справедливость и неизбежность социального неравенства. А мужичок - тот трудится!.. Не всем в палатах жить да по балам прыгать - надо кому-нибудь и в избеночке курненькой пожить, за землицей-матушкой походить да похолить ее! - рассуждает Иудушка. Он проповедует классовую мораль: Бога чтить - это первое, а потом - старших, которые от самих царей отличие получили, помещиков, например. Художественное исследование лицемерия носило острый социально-политический характер. Ложь, пустословие, ханжество - это пороки, присущие не только головлевскому роду и отпрыску его Иудушке. ...Общество наше лицемерно...- говорил сатирик в одном из поздних своих произведений.- Разве лицемерие - не гной, не язва, не гангрена? Потоки лицемерной лжи захлестывали страницы реакционных газет, воспевавших русское самодержавие. Щедрин обличает это звонкое пустословие, бессодержательную канитель, напоминающие разглагольствования Порфирия Голов-лева. В. И. Ленин в своих трудах и выступлениях по разным поводам вспоминал героя романа Господа Головлевы - Иудушку. Этот образ оказался столь емким, что именем Иудушки можно было охарактеризовать самых различных предателей рабочего движения. Так, например, в годы реакции Ленин писал: ...жаль, что не дожил Щедрин до великой российской революции. Он прибавил бы, вероятно, новую главу к Господам Головлевым, он изобразил бы Иудушку, который успокаивает высеченного, избитого, голодного, закабаленного мужика... кадетский Иудушка Головлев способен внушить самое жгучее чувство ненависти и презрения... Ведь он действительно засоряет глаза народу, действительно отупляет умы! (1907). Ленин воспроизводит и сущность, и стиль речей щедринского героя: К чему борьба, зачем междоусобицы? - говорит Иудушка-кадет, вознося очи горе и укоризненно поглядывая на революционный народ и на контрреволюционное правительство.- Братия! Возлюбим друг друга!.. Перенося Иудушку в другую историческую обстановку, Владимир Ильич раскрывал всеобъемлющий смысл щедринского образа, значение которого далеко выходит за рамки семейного романа. Ленин называл образ Иудушки бессмертным. ........................................... В. И. Ленин широко использовал в своих трудах щедринские образы. Почти все основные произведения сатирика в поле зрения Ленина. Исследователи подсчитали, что в ленинских- трудах Щедрин цитируется 340 раз! Обращаясь к редакции большевистской Правды, В. И. Ленин писал в 1912 году: Хорошо бы вообще от времени до времени вспоминать, цитировать и растолковывать в Правде Щедрина и других писателей старой народнической демократии. Для читателей Правды - для 25 000--это было бы уместно, интересно, да и получилось бы освещение теперешних вопросов рабочей демократии с иной стороны, иным голосом. В этих словах раскрывается метод, каким пользовался сам Ленин. Глубоко понимая самую сущность типов, созданных Щедриным, Ленин видит в них воплощение не только черт, ограниченных рамками одной эпохи, но и общих черт, свойственных эксплуататорским классам, деспотическому строю любой страны, любого исторического периода. Владимир Ильич показывает эволюцию в новых исторических условиях таких персонажей, как Иудушка, Карась-идеалист, Премудрый пескарь, Угрюм-Бурчеев, адвокат-либерал Балалайкин, и с помощью этих образов, уже знакомых читателю, характеризует классовых врагов пролетариата. Интересно проследить эволюцию хотя бы одного такого литературного типа. Вы помните гоголевского Тряпичкина - друга Хлестакова, которому тот адресует свое знаменитое письмо. Тря-пичкин - продажный журналист, напоминающий Булгарина: Если кто попадет на зубок,- берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньгу тоже любит. Щедрин не раз давал новую жизнь классическим персонажам русской литературы: на его страницах в изменившихся исторических условиях оживают Митрофаны, Ноздревы, Молчалины. И знакомый нам Тряпичкин появляется в таких произведениях, как Помпадуры и помпадурши, В среде умеренности и аккуратности. Но это уже не только мелкая и грязная журнальная букашка. Это типичный прислужник буржуазной прессы, изменивший своим прежним либеральным убеждениям, продающий свое перо реакционным газеткам, которым Щедрин дал меткие названия: Чего изволите?, Помои. Ленин использует образ Тряпичкина, клеймя либеральное пустозвонство изменников рабочего движения. Он говорит о тряпич-кинстве как о явлении, типичном отнюдь не только для эпохи Щедрина. Кстати, и газеты Чего изволите? и Помои Ленин упоминает, обличая продажную печать. Не только типы, созданные Щедриным, но и отдельные крылатые слова, ядовитые кллчки, меткие названия, рожденные мастером эзоповых речей, постоянно встречаются в ленинских работах. Труды Ленина свидетельствуют о том, насколько органически вошли в литературную речь щедринские выражения. Владимир Ильич говорит о Пошехонье как о символе дикости, отсталости, о знаменитых российских помпадурах и пенкоснимателях, о тактике либералов применительно к подлости, о тактике черносотенного правительства, которая исчерпывается словами не потерплю! сокрушу! и сводится к мерам пресечения, запрещения, ограничения. Так раскрывается в трудах Ленина безграничная глубина и революционная направленность сатирического наследия Щедрина. Широко используя это старое, но грозное оружие сатирика, Ленин писал: Пора родиться новому Щедрину... Беспощадное остроумие писателя вызывает и у современного читателя чувство ненависти, презрения ко всяческому проявлению лицемерия, бюрократизма, помпадурства, обывательщины, рабьей трусости и приспособленчества. Вместе с тем слово сатирика про буждает любовь к тем высоким идеалам, во имя которых Щедрин бичевал общественные пороки. Вот почему, характеризуя творчество Щедрина, Горький писал о пророческом смехе, о пророческом предвидении великого сатирика.
ЛИТЕРАТУРА М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959. М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. М , 1957. М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах, иллюстрациях, документах. Составитель В. Н. Баскаков. Л., 1968. Бухштаб Б. Я. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л„ 1962 (серия В помощь учащимся старших классов). Tурков А. Салтыков-Щедрин. Изд. 2-е. М., 1965 (серия Жизнь замечательных людей).
|
Комментарии