Поиск по сайту:



ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КОГДА УЖЕ НЕКУДА БОЛЬШЕ ИДТИ... Печать

 

КОГДА УЖЕ НЕКУДА БОЛЬШЕ ИДТИ...

Страшной рисуется в романе жизнь в петербургских трущобах - жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.

Писатель говорит суровую правду о положении униженных и оскорбленных бедняков в капиталистическом обществе. Их удел - страдания и гибель.

О жизни петербургских окраин писал и Некрасов. Страшные, мрачные сцены возникали в его стихотворениях. Вот одна из них:

Под жестокой рукой человека,

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Вот она зашаталась и стала.

Ну!-погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало)

- И уж бил ее, бил ее, бил!

Эта зарисовка с натуры сделана Некрасовым в цикле О погоде, за несколько лет до выхода в свет Преступления и наказания. Нечто подобное представляется во сне Раскольникову. Образ избитой до смерти тощей клячонки становится символом безграничного страдания.

Безысходное горе маленького человека мы видим в романе буквально на каждой странице. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход - смерть. Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?-в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, он не утратил чувства болезненной любви и жалости к своей несчастной семье. Но спасти ее он не в состоянии.

Рассказывая о себе, о жене, о детях, Мармеладов употребляет высокие, торжественные слова ............

...............

Писатель совершает великие открытая. Читая роман, мы думаем о том, что ложные теории, сознание своей исключительности, презрение к человеческому муравейнику- все рассеивается перед величием истинной любви к людям. Мы ощущаем непобедимую силу этого чувства, и евангелие, о котором говорится на последней странице, не может заслонить от нас главного: мужества человека, сумевшего преодолеть невыносимую нравственную пытку, и животворной силы женской любящей души. Вслед за гениальным писателем мы думаем о величии той задачи, которую он ставил перед истинным искусством: Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств... оправдание униженных и всеми отринутых партий общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

Добролюбов Н. А. Забитые люди. Писарев Д. И. Борьба за жизнь.

Ф. М. Достоевский в русской критике. Сборник статей. М., 1956.

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. В двух томах. М., 1964.

Белкин А. А. Роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. В кн. Русская классическая литература. Разборы и анализы. Составитель Д. Устюжанин. М., 1909.

Гроссман Л. Достоевский. Изд. 2-е. М., 1965 (серия Жизнь замечательных людей).

Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольннкова. М., 1970.

Саруханян Евгения. Достоевский в Петербурге. Л., 1970. Это в В. И. Ф. Л. Достоевский. Очерк творчества. М., 1968.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.