Поиск по сайту:



ВОСКРЕСЕНИЕ (1889-1899). ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ РОМАНА. Печать

 

ВОСКРЕСЕНИЕ (1889-1899). ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ РОМАНА.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забнвали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемухи распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди - большие, взрослые люди - не переставали обманывать и мучить себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

Так начинается роман Л. Н. Толстого Воскресение. В сложных предложениях, развернутых периодах, типичных для манеры Толстого, освещены разные стороны жизни, противопоставленные друг другу. Самый отбор слов выражает авторское отношение к изображаемому: люди стараются изуродовать землю (города не украшают, а уродуют ее); в городе они не живут на свободе, а жмутся на небольшом пространстве; они не мостят улицы, а забивают камнями землю.

Совсем по-иному автор говорит о весне. Ом знает и любит жизнь природы, одухотворяет ее, употребляя понятия и оценки из области нравственной жизни - мир, согласие, любовь. Вчитайтесь еще раз в эти строки и скажите, чго это: описание весеннего утра в городе или раздумья автора о природе и обществе? торжественный гимн радостям простой, естественной жизни или гневное обличение людей, живущих не так, как надо?.. Здесь все слилось воедино: эпическое и лирическое начала, описание и проповедь, повествование о событиях и выражение чувств автора.

Такое слияние различных элементов характерно для всего произведения. Начало романа содержит основные его мотивы: обличение несправедливо устроенного человеческого общества и тему возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не только весенней природы, но и воскресающей человеческой души. Именно о духовном пробуждении говорит и само название романа - Воскресение.

1 Присяжные - выборные от населения лица, которые выносят решение

 

Путь духовного обновления. Изображение двух человеческих судеб составляет основу романа. Князь Нехлюдов, будучи присяжным в суде , узнает в подсудимой, обвиняемой в убийстве, женщину, которую он много лет тому назад соблазнил и бросил. Обмапутая н оскорбленная им Катюша Маслова попадает в публичный дом и, потеряв веру в людей, в правду, в добро и справедливость, оказывается па грани духовной смерти. Иными путями -- ведя роскошную и развратную жизнь, забыв о правде н добре, - идет к окончательному нравственному падению и Нехлюдов. Встреча этих людей спасает их обоих от гибели, способствует воскрешению подлинно человеческого начала в их душах.

Катюша невинно осуждена. Нехлюдов пытается облегчить ее участь. Сначала Катюша враждебно относится к нему. Она не хочет и не может простить человека, который ее погубил, считает, что мотивы, побуждающие Нехлюдова заботиться о ее судьбе, эгоистичны. Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись! - бросает она в лицо Нехлюдову гневные слова. Но по мере воскрешения в душе Катюши возрождается и прежнее чувство любви. Ведь и Нехлюдов меняется на ее глазах. Он идет за ней в Сибирь, хочет на ней жениться. Но она отказывается от этого брака, так как боится, что он, не любя се, лишь из чувства долга решается связать с каторжной свою судьбу. Катюша находит друга - революционера Снмонсона, который так же, как и она, осужден на каторгу.

Обновление, воскрешение человеческой души показано как процесс естественный и прекрасный, подобный оживлению весенней природы. Воскресшая любовь к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми -все это помогает Катюше вернуться к той чистой жизни, которою жила она в юности. Она снова обретает веру в человека, в правду, в добро. Но духовная жизнь ее обогащается и теми отрицательными впечатлениями, которые принес ей жизненный опыт. Она приходит к верному пониманию действительности: Я думаю, обижен простой народ... очень уж обижен простой парод.

Постепенно узнавая жизнь угнетенных, обездоленных, начинает отличать добро от зла и Нехлюдов. В первых главах романа автор рисует его образ нередко в сатирических тонах. Но по мере того как герой Воскресения отдаляется от привилегированного круга, голос автора и голос героя сливаются воедино и в уста Нехлюдова Толстой все чаще вкладывает обличительные мысли.

Так главные герои романа проходят путь от нравственного падения к духовному возрождению, от мрака к свету.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.