Поиск по сайту:



ВОСКРЕСЕНИЕ. ГДЕ ЖЕ ВЫХОД? Печать

 

ГДЕ ЖЕ ВЫХОД?

Так обличает Толстой итолстой на пашне репин государство, и церковь, и социальный строй России. Недаром из 123 глав Воскресения при жизни автора только 25 были напечатаны без пропусков и искажений. Три главы, рисующие богослужение и встречу с Топоровым, цензура повелела совсем изъять. (Впервые неискаженный текст Воскресения был напечатан в 1933 году в полном собрании сочинений писателя.)

Вдумчивый художник стремится понять и тех, кто объявил открытую войну порочному обществу, кто идет на каторгу за свои убеждения. Автор причисляет революционеров к разряду людей, которые стояли нравственно выше среднего уровня общества, называет их самыми лучшими в обществе людьми. Революционеры вызывают у Нехлюдова сердечное расположение, а по словам Катюши, таких чудесных люден... она не только не знала, но и не могла себе представить. Она очень легко и без усилия поняла мотивы, руководившие этими людьми, и, как человек из народа, вполне сочувствовала им. Она поняла, что люди эти шли за народ, против господ; и то, что люди эти сами были господа и жертвовали своими преимуществами, свободен и жизнью за народ, заставляло ее особенно ценить этих люде  и восхищаться ими.

В оценке революционеров, данной с точки зрения Катюши, нетрудно уловить и авторское отношение к ним. Обаятельны образы Марии Павловны, Крыльцова, Симонсона. Толстой рисует разнообразные характеры людей, связанных с революционным движением. Все это, бесспорно, благородные люди. Исключение составляет лишь Новодворов, претендующий на положение руководителя, с презрением относящийся к пароду и уверенный в своей непогрешимости. Этот человек принес в революционную среду то преклонение перед формой, перед мертвыми догматами в ущерб интересам живых люден, которое царило в бюрократических кругах. Но не Новодворов определяет нравственный облик революционеров. Несмотря на глубокие идейные расхождения с ними, Толстой, как человек большой души, не мог не оцепить их нравственный подвиг.

Но самый принцип революционного, насильственного свержения прогнившего общественного строя Толстой по-прежнему отвергает. В Воскресении сказались не только сила великого реалиста, но и трагические противоречия его страстных исканий.

В конце романа Нехлюдов приходит к горькому выводу: Все то.страшное зло, которое он видел и узнал за это время... все это зло... торжествовало,, царствовало, и не виделось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его. Тот выход, который неожиданно для читателя и для самого себя находит Нехлюдов после всего им виденного и перелитого, основан не на виденном и пережитом, вытекает не из тех страшных картин жизни, которые столь правдиво изобразил писатель-реалист. Выход этот подсказан книгой, которая оказалась в руках Нехлюдова,- Евангелием. Толстой утверждает, что единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди,- признавать себя всегда виноватыми перед богом и потому неспособными ни наказывать, ни исправлять других людей. И автор призывает: чПрощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать...

Киго прощать? Топорона? Барона Кригсмута? Князя Корчагина, который сек и даже вешал людей, когда был начальником края?! Разве жертвы так же виноваты, как и палачи? И разве смирение когда-нибудь спасало угнетенных?

Подобные вопросы возникают, когда закрываешь последнюю страницу романа, в котором с особенной ясностью сказались противоречия, свойственные мировоззрению и творчеству великого художника.

 

Ленин о Толстом. Эти противоречия впервые раскрыл и объяснил В. И. Ленин. В 1908-1911 годах Ленин посвятил Толстому семь статей, среди них: Лев Толстой, как зеркало русской революции, Л. Н. Толстой, Л. Н. Толстой и современное рабочее движение, Толстой и пролетарская борьба, Л. Н. Толстой и его эпоха. В этих статьях сказались и громадный интерес русских революционеров-марксистов к величайшему русскому писателю, и понимание ими великого общественного значения литературы, и любовь Ленина просто как читателя к творениям Толстого.

В последние годы жизни писателя становится все более очевидной и острой борьба различных общественных сил за его творческое наследие.

В статье Лев Толстой, как зеркало русской революции, написанной в 1908 году, когда отмечалось 80-летие писателя, В. И. Ленин говорит, что легальная русская печать до тошноты переполнена лицемерием, лицемерием двоякого рода: казенным и либеральным. Ленин разоблачает лицемерие продажных писак, которым вчера было велено травить Л. Толстого, а сегодня - отыскивать в нем патриотизм и постараться соблюсти приличия перед Европой. С не меньшей силой разоблачает Ленин и лицемерие русского либерала, который примазывается к популярному имени, чтобы приумножить свой политический капиталец, чтобы разыграть роль вождя общенациональной оппозиции ...

Ленин пишет о Толстом с прямотой и суровостью правды и с величайшим уважением. Со страниц его статей встает гигантская фигура человека сложного, мятущегося, противоречивого и вместе с тем глубоко последовательного в своем стремлении помочь народу найти путь к свободе и справедливости. Ленин говорит о писателе, который стал зеркалом русской революции . Это необычная и смелая мысль. Теперь она вошла в наше сознание, но представим себе, как прозвучала она на фоне официальных и либеральных статей о Толстом!

Как вы уже знаете, Толстой на рубеже 70-80-х годов XIX века перешел на позиции патриархального крестьянства и стал адвокатом 100-миллионного земледельческого народа. Противоречия во взглядах Толстого... - пишет Ленин, - действительно зеркало тех противоречивых условий, в которые была поставлена историческая деятельность крестьянства в нашей революции. Перед нами художник, в чьем творчестве отразилось народное море, всколыхнувшееся до самых глубин.

Вся прошлая жизнь крестьянства научила его ненавидеть барина и чиновника, но не научила и не могла научить, где искать ответа на все эти вопросы. В нашей революции меньшая часть крестьянства действительно боролась, хоть сколько-нибудь организуясь для этой цели, и совсем небольшая часть поднималась с оружием в руках на истребление своих врагов, на уничтожение царских слуг и помещичьих защитников. Большая часть крестьянства плакала и молилась, резонерствовала и мечтала, писала прошения и посылала ходателей ,- совсем в духе Льва Николаевича Толстого!

Творчество гениального писателя, ставшее зеркалом жизни народа, отразило поистине кричащие противоречия, трагическую сложность своего -времени.

J С одной стороны, бесспщпдная критика капиталистической эксплуатации, раз &олаченик правтРльЛренныу ня илийг кпмздин- суда и государственного управления, дгкпытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизащщ и ростом нищеты, одичалости и мучений работах масс; с другойтодоны, юродивая проповедь непротивления злу насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок;- с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие на свете, именно, религии, стремление поставить на ме-э казенной должности попов по нравственному убежде-ультивирование самой утонченной и потому особенно, юй поповщины ттйТГрассматривает деятельность Л. Н. Толстого с позиционного пролетариата. В статье Л. Н. Толстой и современное рабочее движение Ленин говорит, что толстовская критика современных порядков отличается страстностью, убедительностью, свежестью, бесстрашием в стремлении дойти до корня, найти настоящую причину бедствий масс. Эта критика действительно отражает перелом во взглядах миллионов крестьян, оказавшихся после реформы перед ужасами разорения и голодной смерти. И вместе с тем В. И. Ленин подчеркивает, что учение Толстого о путях преобразования жизни - его проповедь непротивления злу насилием, нравственной религии - есть отражение наивности, политической незрелости патриархального крестьянства. Протест миллионов крестьян и их отчаяние - вот что слилось в учении Толстого,- говорит В. И. Ленин.

Представителям рабочего движения понятен и близок протест, но им не свойственно отчаяние, потому что они видят и причину зла, и реальные пути борьбы.

В. И. Ленин посвящает специальную статью - Л. Н. Толстой и его эпоха - анализу толстовского учения. Владимир Ильич показывает, что способы установления справедливости на земле, предлагаемые Толстым, нереальны. Гениальный художник, превращаясь в философа и проповедника, отвлекается от конкретно-исторической точки зрения. Он не видит, что в пореформенной России укладываются капиталистические порядки, он рассуждает отвлеченно о вечных началах нравственности, вечных истинах религии, которые будто бы способны изменить людей, заставить их отказаться от зла и обратиться к добру. Учение Толстого,-говорит В. И. Ленин,-безусловно утопично и, по своему содержанию, реакционно в самом точном и самом глубоком значении этого слова. И здесь же В. И. Ленин говорит, что это учение социалистическое (оно отражает социалистические идеалы и стремления крестьянства, сложившиеся еще в эпоху феодализма), в нем есть критические элементы, способные доставлять ценный материал для просвещения передовых классов. В. И. Ленин говорит о силе гениальности Толстого - одного из величайших художников человечества, способного отразить в своем творчестве целую историческую эпоху-эпоху подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками.

В. И. Ленин учит творчески относиться к художественному наследию, бороться за то, чтобы это наследие стало общенародным достоянием, чтобы оно помогло в завоевании и строительстве лучшей жизни.

...В его наследстве, - говорит Ленин о Толстом, - есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат.

Статьи Ленина заставляют задуматься над величием труда, исполненного одним человеком - Львом Толстым: духовный опыт целого народа на протяжении полувека, опыт его различных слоев, включающий в себя различные социальные традиции, индивидуальные искания и массовые движения, он сделал достоянием людей и тем самым помог всему человечеству сделать шаг вперед на пути к прекрасному в искусстве и в жизни.

Ленинская оценка Толстого именно потому, что она была проницательной и глубокой, оказалась вместе с тем и пророческой: не только русское, но и мировое искусство развивалось и продолжает развиваться под воздействием Л. И. Толстого.

Ленин не только дал глубокий анализ творчества Толстого, но и раскрыл принципы подхода к изучению и оценке явлений литературы и искусства.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.