Поиск по сайту:



ВОЙНА И МИР, 1863-1869 Печать

 

Любовно рисуя близких ему героев, Толстой обнажает их внутреннюю жизнь, диалектику их души, так как писателя прежде всего интересует путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу. На страницах романа постоянно звучит внутренний монолог, т. е. воспроизводится поток сокровенных мыслей и чувств героя, чаще всего противоречивых, иногда сбивчивых и всегда сложных.

Вот, например, какие противоположные, взаимно враждебные чувства волнуют Наташу Ростову: Погибла ли я для любви князя Андрея или пет? - спрашивала она себя и с успокоительной усмешкой отвечала себе: Что я за дура, что я спрашиваю это? Что же со мной было? Ничего... Наташа успокаивалась на мгновение, но потом опять какой-то инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла.

Люди, как реки... - говорил Толстой, подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, сочетание в ней различных, противоречивых черт, изменчивость и непрерывное движение, развитие, текучесть внутренней жизни людей. В душе человека происходит борение различных начал. Так, в душе Пьера борется свойственная ему нравственная чистота, стремление к осмысленной и одухотворенной жизни со стремлением к эгоистическим наслаждениям.

Толстой не только воспроизводит тончайшие оттенки духовной жизни человека, но, по словам Чернышевского, показывает сам психический процесс, его формы, его законы.

Писатель прослеживает постепенное, едва заметное накопление в душе человека все новых и новых настроений, чувств, впечатлений, которые приводят в конце концов к крутому повороту, к взрыву. Вы убедитесь в этом, когда внимательно проследите путь духовных исканий таких героев романа, как Пьер, князь Андрей. Разговор Болконского с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном - все эти впечатления, постепенно накапливаясь в душе князя Андрея, вызывают резкие изменения в его духовном развитии.

Толстой ценил в писателе умение показать самое движение чувства: увеличение его, изменение, соединение многих противоречивых чувств. Это умение раскрыть диалектику души - одно из величайших художественных открытий Толстого, подготовленное всем предшествующим развитием русской реалистической литературы (вспомните лирику Пушкина и Лермонтова, Евгения Онегина и Героя нашего времени).

Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в этом непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Жизненный путь их - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.

Ни Анатоль, ни Берг, ни Борис и никто иной из нравственно чуждых автору персонажей существенно не меняется на протяжении

романа. Мы наблюдаем лишь их успехи по службе, г> области карьеры и материального благополучия. Мир их мыслей и чувств крайне беден, ограничен. И писатель не считает нужным воспроизводить внутренние монологи подобных персонажей. Для Толстого нравственная ценность человека обусловлена его способностью к богатой духовной ж-изни.

Читая Воину и мир, мы всегда слышим голос автора. Отношение Толстого к людям и событиям раскрывается и в том, как рисуются портреты действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации. Ни у кого из читателей не возникает сомнения, любит или не любит Толстой Пьера или Наташу, Элен или Берга. Автор рисует людей не беспристрастно, а судит их. С каких же позиций? Каков критерий опенки человека, событий частной и исторической жизни в романе Война и мир? Каков нравственный идеал Толстого?

 

В чем истинная красота человека?пастернак свидание наташа с князем андреем в мытищах

В статье о Толстом Чернышевский отмечал характерную черту тогда еще молодого писателя- чистоту нравственного чувства. Люди, события частной и исторической жизни оцениваются с помощью нравственного критерия-критерия добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом, с народом.

Самый обаятельный женский образ романа - Наташа Ростова. Вначале это непосредственная, полная жизненных сил дегочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства, природы. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых.

Толстой показывает духовную связь Наташи с народной жизнью. Вспомним ее пляску, се увлечение пением дядюшки, который пел так, как ноет народ. Наташа умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке. Именно это народное чувство вызвало ее волнение в сцене чтения манифеста - естественное, исконное чувство любви к родине, подобное тому, которое испытывали солдаты, сражаясь на полях Бородина. Всем сердцем воспринимает она общенародное бедствие, не рассуждая, не произнося громких фраз. Это же заставляет ее добиться, чтобы подводы были отданы раненым, и от души радоваться тому, что раненых удастся вывезти из Москвы.

Духовная красота Наташи Проявляется и в ее отношении к родной природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Если они и говорят о природе, то говорят фальшиво и пошло (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал:

Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию).

Иначе воспринимают природу люди, духовно близкие народу. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа стремилась передать ему то страстно-поэтическое ощущение, которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. Безыскусственная красота Наташи проявляется в этом сбивчивом, взволнованном рассказе (сравним его с альбомным красноречием Бориса): Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рассказывать,- говорила она, краснея и волнуясь.

Наташа в отличие от блестящей красавицы Элен не поражает красотою внешней, и тем не менее она истинно прекрасна: В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.

Не странно ли: писатель, обычно рисующий портреты своих героев в динамике, в движении, в изменениях, не описывает смены выражений на прекрасном лице Элен. Мы видим всегда однообразно-красивую улыбку и все яснее понимаем, что это-маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность велико-, лепной графини. В Элен воплощен дух петербургских салонов , аристократических гостиных. Где вы - там разврат, зло-в этих словах Пьера, обращенных к Элен, выражена подлинная сущность и всей семьи Курагиных и всего светского общества.

Совсем иным представляется внешний и внутренний облик Наташи. Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбегает к матери с изуродованным злобой лицом. В сцене у постели раненого Андрея худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых человеческих чувств - страдания, радости, любви, надежды.

Глаз Элен мы не видим. Вероятно, они красивы, как и ее плечи, губы. Но Толстой не рисует ее глаз, потому что они не светятся мыслью и чувством. Выражение глаз Наташи бесконечно разнообразно. Сияющие, любопытные, вызывающие и несколько насмешливые, отчаянно-оживленные, остановившиеся, умоляющие, широко раскрытые, испуганные, внимательные, добрые и печально-вопросительные-какое богатство духовного мира выражено в этих глазах!

Улыбка Элен-застывшая лицемерная маска. Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств: то это улыбка радости и успокоения, то задумчивая, то успокоительная, то торжественная. Неожиданны и удивительно метки сравнения, раскрывающие особые оттенки Наташиной улыбки. Вспомним радостную и грустную для обоих встречу Наташи с Пьером после всего пережитого ими:

И лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь,- улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего.

Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней простоту, добро и правду-черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто сравнивает он Наташу с ребенком. Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? - с любовью и нежностью говорит писатель. У его героини детская улыбка, плачет Наташа слезами обиженного ребенка; она говорит с Соней тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили.

Внутренняя, духовная красота Наташи основана на высокой потребности и способности любить. Вспомним Наташу после смерти князя Андрея, убитую, поглощенную своим горем. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.

Трагические события врываются в светлый мир молодой, расцветающей жизни. Великий психолог показывает заблуждения доверчивой юной души, которая неожиданно потянулась к человеку пустому и пошлому.

Из атмосферы чистой деревенской жизни, семейного тепла и уюта Наташа неожиданно попадает в совершенно иную, незнакомую ей светскую среду, где все - ложь и обман, где зло не отличишь от добра, где нет места искренним и простым человеческим чувствам.

Поддаваясь пагубному влиянию Элен, Наташа невольно ей подражает. Меняется ее милая, живая, выразительная улыбка. Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась: и точно так же улыбнулась Наташа Борису. Толстой воспроизводит борьбу добра и зла в ее смятенной душе, спутанный клубок чувств. Оставшись одна, Наташа не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей темно, неясно и страшно...

Осуждает ли Толстой свою героиню? Мы не найдем в романе прямых оценок и выводов. Наташа в трагическую пору своей жизни показана с точки зрения Анатоля, князя Андрея, Сони, Марьи Дмитриевны, Пьера. Все они по-разному оценивают ее поступки. Но чувствуется, что ближе всего к взгляду самого Толстого на его героиню отношение к ней Пьера.

Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку. Именно теперь Пьер узнает Наташу, и в нем просыпается чувство нежной, бережной любви к этой девушке, и любовь его возвышает Наташу в наших глазах. Мы понимаем, что причина ее заблуждения в неопытности, доверчивости, в той жажде жизни и любви, которые переполняли молодое сердце.

Душевные страдания многому научили Наташу. Став женой и матерью, Наташа утратила свое прежнее девичье очарование, но сущность ее натуры не изменилась, исчезло лишь внешнее проявление той жизненной силы, той страстной способности любить, которою она всегда жила. Глубже, серьезнее, строже стала ее полная любви душа, и именно это позволило ей не умом, а сердцем понять общественные интересы Пьера.

Высказывалось мнение, что Толстой нарушил художественную правду, исказил образ Наташи ради полемики с идеями женской эмансипации. Так ли это? Отношение к Наташе - жене Пьера - может быть справедливым, если мы учтем и то, что она потеряла, и то, что приобрела. Наташа не только кормит и растит детей, она их воспитывает в полном единодушии с Пьером, она принимает участие в каждой минуте жизни мужа. Его мысли были ей известны и дороги уже потому, что Наташа знала все то, из чего это выходило,- всю душу Пьера. Но это ведь свидетельствует и о духовном богатстве самой Наташи.

 

Быть вполне хорошим. Любимые герои Толстого ищут ответа на вопрос, поставленный с особой остротой эпохой 60-х годов, но волновавший также и лучших людей России в начале XIX века: что делать? К какому практическому делу, большому, нужному, приложить свои силы? Чему посвятить жизнь?

Князь Андрей и Пьер проходят через тяжкие испытания, заблуждения, тоскуют, страдают, прежде чем находят ответ на этот вопрос. Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим...-эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконском, относятся к ним обоим. Более того, эти слова определяют и путь великого правдоискателя, самого автора Войны и мира. Вот почему так дороги и близки ему его ищущие герои, и вот почему один из важнейших признаков духовной красоты толстовских героев - поиски активного добра, стремление жить для людей (вспомним образы Левина, Нехлюдова).

Пьер и Андрей внутренне близки друг другу и чужды миру Ку-рагииых и Шерер. Ты мне дорог особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света,-говорит Андрей другу.

На разных этапах жизни встречаются Болконский и Безухов: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы-в последний раз перед вечной разлукой. Каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми. И все-таки каждый из них идет к добру и правде своим путем. Каковы же эти пути?





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.