Методическое руководство |
Правила рус - языка |
ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ |
ПОБЕДИТЬ В СЕБЕ РАБА. Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл... - писал о Чехове Горький. Личность Чехова поражает сочетанием душевной мягкости и деликатности с мужеством и силой воли. Он рос в обстановке, которая загубила множество талантливых людей. Чехов как-то советовал знакомому литератору: Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества,- напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая... Чехов прошел подобную жизненную школу и сумел победить в себе раба. Он был самоломанный, как тургеневский Базаров. Отец писателя, неудачливый коммерсант, имевший небольшую лавочку в Таганроге, был человеком талантливым: он рисовал, увлекался музыкой, особенно церковным пением. Но, стремясь во что бы то ни стало выбиться в люди и обеспечить семью, он превратил детей в маленьких каторжников. Антон Чехов и старшие его братья с малых лет долгими часами сидели в лавке отца. Часто до поздней ночи они маялись на спевках церковного хора, которым руководил отец, и в праздники, поднявшись еще до рассвета, отправлялись петь в церковь. Свет и радость в жизнь детей вносила мать, добрая и разумная женщина. Но ей самой нелегко жилось. Много лет спустя Чехов писал брату: ...деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомните ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой. Отец теперь никак не может простить себе всего этого. Таганрогская гимназия, по словам соученика Чехова, напоминала исправительный батальон. Бессмысленная зубрежка, муштра, шпионство - все это на протяжении одиннадцати лет отравляло молодую душу. Но, кроме учителей-чинодралов (как назовет их впоследствии Чехов в рассказе Человек в футляре), были и светлые личности. Учитель русской словесности Ф. П. Покровский с истинной любовью говорил о литературе, ценил Щедрина и рано заметил в Чехове юмористический талант. Он наградил своего ученика шутливым прозвищем Чехонте, которое стало впоследствии псевдонимом молодого писателя. Чехов еще в детстве и отрочестве защищался от насилия, лжи и пошлости теми средствами, которые были ему доступны, - неиссякаемой жизнерадостностью, искрометным юмором, насмешкой над уродствами жизни. Очищая свои души от впечатлений церкви и лавки, Антон и старшие братья разыгрывали веселые импровизированные представления. Антон под хохот зрителей изображал невежественного зубного врача, чванливого чиновника на балу, робкого деревенского дьячка, надутого градоначальника и множество других лиц, характерные черты которых его зоркие глаза подмечали в жизни. Антон обладал актерским дарованием и с детства любил сцену. Но посещение театра гимназистам разрешалось очень редко, поэтому он иногда пробирался на галерку переодетым, с приклеенной бородой и в очках. В доме одного из товарищей Чехова по гимназии был устроен театр со сценой и занавесом. Здесь Антон Чехов играл городничего в Ревизоре, Несчастливцева в пьесе Островского Лес и впервые выступил как драматург, автор сценок из таганрогской жизни. В 1876 году, когда Антону было 16 лет, жизнь его круто изменилась. Отец разорился и бежал из Таганрога, где ему грозила долговая тюрьма. Вместе с семьей он поселился в Москве, куда ранее уехали учиться его старшие сыновья, Александр и Николай. Антон остался в Таганроге заканчивать гимназию. Он нуждался, но не унывал. Зарабатывал, давая уроки. В донесении начальству Аким Данилыч изображает себя героем, который якобы спас город от бедствия и не допустил кровопролития. О многом говорила читателям фраза из донесения: Виновные, за недостатком улик, сидят пока взаперти... Так за незначительными на первый взгляд деталями раскрываются черты российской действительности. Персонажи из беглых зарисовок Антоши Чехонте превращаются в образы-типы, в которых воплощен дух эпохи. Герой рассказа Унтер Пришибеев (1885), отставной сморщенный унтер с колючим лицом и хриплым, придушенным голосом, видит свой гражданский долг в том, чтобы подглядывать, подсматривать и вынюхивать: нет ли где политической неблагонадежности? В темной голове Прпшибеева гвоздем сидит одна мысль: Где это в законе написано, чтобы народу волю давать? И он с тупой последовательностью старается не дать воли: не разрешает собираться по трое и больше, петь песни, сидеть с огнем. Народ, расходись! Не толпись! По домам! - привычно повторяет Пришибеев свой окрик. В 80-е годы эта фигура была зловещей: полицейские, шпионы и доносчики по усердию душили вольную мысль. Но Чехов делает грозного Пришибеева смешным и жалким, орудием смеха нанося чувствительный удар пришибеевщине, которая давила Россию. Пять лет работы в юмористических журналах явились для Чехова школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, ставшие крылатыми: Краткость - сестра таланта, Искусство писать - это искусство сокращать. Чеховская краткость необычайно содержательна. Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом мире пошлости ее трагические, мрачные шутки,- писал М. Горький.- Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочной жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.