Поиск по сайту:



МЫ ЖИВЕМ НАКАНУНЕ ВЕЛИЧАЙШЕГО ТОРЖЕСТВА Печать

 

МЫ ЖИВЕМ НАКАНУНЕ ВЕЛИЧАЙШЕГО ТОРЖЕСТВА.

По настоянию врачей с 1898 года Чехов поселился в Ялте. Незаметно подкрадывалась к нему страшная, неизлечимая тогда болезнь - чахотка, уже унесшая одного из братьев.

Наступает последний период жизни Чехова, период, богатый творческими успехами, отмеченный дружбой с Толстым, Горьким, с актерами Художественного театра, наполненный светом любви (в 1901 году Чехов женился на О. Л. Книппер). И вместе с тем это трудное время. Тяжело больной писатель томится в Ялте, особенно в одинокие зимние месяцы; он чувствует себя оторванным от живой жизни, привычной среды, от друзей. Ему хочется быть в Москве, в центре событий, особенно потому, что в стране наступает полоса общественного подъема.

Идейную позицию Чехова в этот период можно понять, вдумавшись хотя бы в такой факт. В 1902 году Академия наук избрала молодого пролетарского писателя М. Горького почетным академиком. Это возмутило царя. На записке о выборах Николай II написал: Более чем оригинально. Выборы были объявлены недействительными. Тогда А. П. Чехов и В. Г. Короленко, ранее выбранные почетными академиками, послали протест и отказались от своего звания.

Настроение писателя в период 900-х годов, пожалуй, наиболее ярко выражает одно из последних его произведений - рассказ Невеста (1903). Рассказ пронизан ощущением молодости, весны, радости жизни. Само название - Невеста - отвечает этому настроению, имеет не только прямой, но и особый, символический смысл.

Ожиданием новой жизни проникнут и пейзаж в рассказе: Вса-ду было тихо, прохладно, покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть за городом, кричали лягушки. Чувствовался май, милый май! Дышалось глубоко и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека.

Автор зовет нас далеко, за пределы пошлого, грязного городка, в тот вольный мир, куда уйдет и героиня рассказа. Прекрасные образы весны, родных степей, благоухающего сада сливаются в рассказе с мечтой о свободной, чистой жизни, в приход которой писатель свято верит.

Сюжет рассказа, как всегда у Чехова, несложен: накануне свадьбы Надя Шумина покидает родной дом, бросает жениха и уезжает в Петербург.

Сумрачной, скучной, обреченной на умирание рисуется жизнь старого городка, старого дома Надиной бабушки. Духовное пробуждение девушки совершается под влиянием ее дальнего родственника - Саши, мечтателя с чистой, наивной душой. Он убеждает Надю: Главное - перевернуть жизнь. Он дает ей понять, как нечиста, как безнравственна... праздная жизнь. Перед девушкой открывается нечто новое и широкое, чего она раньше не знала: она едет на волю, едет учиться.

Чехов не показывает дальнейшего жизненного пути Нади Шу-миной. Может быть, она встретит близких ей по духу людей; окончив учение, будет жить своим трудом. Может быть, и уйдет в революцию. Ведь мечтает Надя не только о том, чтобы перевернуть свою жизнь, но и о большем: О, если бы поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным! А такая жизнь рано или поздно настанет!

Образ Нади Шуминой напоминает нам тургеневских девушек: и Елену Стахову, и Марианну, и безымянную революционерку из стихотворения в прозе Порог. Но если тургеневскую девушку, перешагнувшую порог, ждали горе, смерть, забвение, то Надя, родившаяся в иную эпоху, полна радостных ожиданий.

Рассказом Невеста, этим оптимистическим аккордом, завершается писательская деятельность Чехова.

...Наступила весна 1904 года. Здоровье Антона Павловича заметно ухудшилось, и врачи решили отправить его на лечение в немецкий городок Баденвейлер. Чехов понимал, что едет туда умирать. И все-таки крупица надежды жила в его душе. Он мечтал написать новую пьесу, поехать на Дальний Восток, где шла война с Японией. Он хотел помогать людям не только как писатель, но и как врач.

Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ... - вспоминает О. Л. Книппер-Че-хова.-И в голову не могло прийти, что через несколько часов я буду стоять перед телом Чехова!

 

Чеховские образы в произведениях Ленина. Чехов был одним из самых любимых писателей В. И. Ленина. Однажды, по воспоминаниям мемуариста, Владимир Ильич, сидя на представлении чеховской пьесы Дядя Ваня, услышал от знакомого такой вопрос: Вам скучно? -Скучно?! Нет, что вы! Замечательный автор, замечательные слова, замечательные актеры! - последовал ответ.

Читая и перечитывая Чехова, Ленин широко использовал в своих трудах образы, созданные великим писателем.

Чаще всего Ленин обращался к образу Беликова. Еще при жизни Чехова он сравнивал с человеком в футляре своих политических противников. Много раз по разным поводам Ленин вспоминал эту комическую и зловещую фигуру.

Человека в футляре Ленин рассматривал как типичное порождение самодержавного строя, насаждавшего в обществе раболепие, фискальство и то беликовское отношение к жизни, которое вылилось в классическую формулу: Как бы чего не вышло.

Владимир Ильич видел проявление беликовщины в разных сферах. Он писал о поборниках реакции, для которых Беликов служит идеалом и которые подозрительно относятся ко всем, кто не похож... на человека в футляре.

Беликова вспоминал Ленин и тогда, когда ему приходилось выступать против либералов, боявшихся революции. Говоря о кадетах, придерживавшихся трусливой, осторожной тактики, Ленин восклицал: Ну, разве же это не политические человеки в футляре!

О том, насколько внимательно Ленин читал Чехова и как хорошо помнил прочитанное, свидетельствует такой факт. Есть у Чехова рассказ Учитель словесности, где встречается эпизодический персонаж - учитель географии Ипполит Ипполитыч. Это в высшей степени заурядный, ограниченный человек, который обычно или молчал или говорил о том, что всем давно известно, например: Волга впадает в Каспийское море, Лошади кушают овес и сено. В годы реакции, развенчивая мудрые изречения своих политических противников, провозглашавших общеизвестные истины, вместо того чтобы вести революционную пропаганду, Ленин сравнивал их с Ипполитом Ипнолитычем.

За чеховскими героями, подчас такими обыкновенными, ничем не примечательными, за обыденными обстоятельствами их жизни Ленин видел широкие обобщения. Помните, какое впечатление произвела на Владимира Ильича изображенная Чеховым больничная палата № 6, где томились душевнобольные.

Высоко ценя творчество Чехова-реалиста, правдивого художника и тонкого лирика, Ленин после победы Октябрьской революции говорил замечательному актеру Московского Художественного театра В. И. Качалову о том, что новому пролетарскому зрителю нужна лирика, нужен Чехов, нужна житейская правда.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.