Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов ОСТРОВСКИЙ А. Н. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛО ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКРОТ
НАЧАЛО ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКРОТ Печать

НАЧАЛО ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКРОТ

Первые произведения А. Н. Островского были напечатаны  в газете «Московский городской листок» под деятельности следующими заглавиями: «Несостоятельный должник»  (сцены из комедии), «Картины семейного счастья» и «Записки замоскворецкого жителя».

Понятно, что молодой писатель использовал прежде всего свой богатый запас наблюдений над бытом купцов, приказчиков и мещан. «Замоскворецкие жители» были им впервые «открыты» в русской художественной литературе, за что позднее Островского называли Колумбом Замоскворечья.

Правда, в русской комедии до Островского, начиная ещё с XVIII в., неоднократно делались попытки представить на сцене купеческую жизнь, нарисовать картины домашнего быта купцов, показать их взаимоотношения с другими классами общества. Однако даже лучшие из пьес («Сиделец» Плавиль-щикова, «Санкт-Петербургский гостиный двор» Матинского) были схематичны, далеки от подлинно реалистического искусства и не оставили сколько-нибудь заметного следа в истории нашей литературы.

Сцены с заглавием «Несостоятельный должник» представляли собой отрывок из незаконченной тогда комедии «Банкрот» (озаглавленной позже «Свои люди - сочтёмся»). В литературных и артистических кругах Москвы они имели исключительный успех, который навсегда определил дальнейший жизненный путь Островского. «Я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в своё призвание», - писал он в автобиографической заметке.

Слушать Островского, который превосходно читал свои произведения, приезжали литераторы, профессора, артисты. «Читал ли ты,- спрашивал одного из своих друзей В. Ф. Одоевский,-комедию или лучше трагедию Островского «Свои люди - сочтёмся», которой настоящее название «Банкрот»?.. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», на «Банкроте» я поставил нумер четвёртый». Сохранилось также письмо Гоголя, в котором он с похвалой отзывается о таланте молодого драматурга.

Нетрудно объяснить причины такого крупного успеха, выпавшего на долю первой комедии А. Н. Островского. Его своеобразное дарование выразилось в «Банкроте» со всей силой художественного реализма. Как живые встают перед нами лица самодура-хозяина Болыпова, его безответной, тупо покорной жены, дочки Липочки, исковерканной нелепым образованием, и плута-приказчика Подхалюзина.

Правдиво, до мельчайших деталей, с превосходным знанием всей обстановки очерчена в пьесе жизнь представителей старомосковского купечества. «Тёмное царство»-так охарактеризовал великий русский критик Н. А. Добролюбов эту затхлую, грубую жизнь, основанную на деспотизме, невежестве, обмане и произволе.

Не удивительно, что комедия Островского, так метко и сильно обличавшая «тёмное царство», вызвала ожесточённый отпор со стороны реакционных «столпов» купечества. В результате пришлось пострадать не только пьесе, но и её автору. Его обвинили в политической неблагонадёжности, отдали под негласный надзор полиции и вынудили выйти в отставку с государственной службы. На комедию же «Банкрот», несмотря на то что она была уже напечатана в журнале (под названием «Свои люди - сочтёмся»), театральная цензура наложила запрет. Только одиннадцать лет спустя, в 1861 г., эта замечательная пьеса была допущена к представлению в Петербурге и Москве и то в изменённом виде. За эти годы Островский успел поставить одиннадцать других пьес, написанных после «Банкрота», в том числе: «Не в свои сани не садись», «Бедную невесту», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье» и «Грозу».

Драматические произведения А. Н. Островского постепенно входят в репертуар русского театра. Каждый год он даёт одну, иногда и две новые пьесы. Всего им было создано сорок семь оригинальных комедий, драм, драматических хроник, не считая пьес, написанных в сотрудничестве с другими драматургами, а также переводов произведений западноевропейских писателей (Шекспира, Сервантеса, Гольдони, Теренция)

Вот почему реалистическое творчество Островского возродило русскую сцену. Всю жизнь он работал только для неё, все его пьесы входили в репертуар театров; очень многие из них пользовались шумным успехом у публики, сделались её любимейшими представлениями.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.