Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов НЕКРАСОВ Н. А. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ГОРОДСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕКРАСОВА
ГОРОДСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕКРАСОВА Печать

 

ГОРОДСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕКРАСОВА

В некрасовской поэзии, отличающейся исключительной тематическои широтой, большое место занимает город. Поэт «мести и печали» очень рано узнал жизнь обитателей «петербургских углов», видел всю безотрадную наготу жизни  городской бедноты. Поэт понял, что богатства и красоты города захвачены сильными и сытыми хозяевами земли, отнявшими все радости жизни у тех, кто создал эти богатства. Город Некрасова - город социальных контрастов:

...пышны в нём

Театры, улицы, жилища

Счастливцев мира - и кругом

Необозримые кладбища...

Своё внимание поэт уделяет не пышным кварталам, не обитателям дворцов, а «предместьям дальним», где, как «чёрные змеи», летят

Клубы дыма из труб колоссальных,

Где сплошными огнями горят

Красных фабрик громадные стены...

На город Некрасов смотрит глазами обездоленного разночинца-демократа, глазами обитателя чердаков и подвалов, голодного труженика, С жизнью этих пасынков города неизменно связаны его мысли.

Не в залах бальных,

Где торжествует суета,

- В приютах нищеты печальных

Блуждает грустная мечта.

В гуле и грохоте города он различает не «шум приятный», а «ужасный концерт», скрежет пил и молотков, которым в ответ «гремит мостовая»,- «дикий крик продавца-мужика и шарманка с пронзительным воем», Он слышит в этом «ужасном концерте»

Понуканье измученных кляч,

Чуть живых, окровавленных, грязных,

И детей раздирающий плач

На руках у старух безобразных...

В городе, смрадном и закопчённом, покрытом пеленой гнилого тумана,

Всё сливается, стонет, гудёт,

Как-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ...

Некрасов глубоко чувствует и тонко подмечает красоту городского пейзажа. Прекрасен город зимой, когда

Улицы, зданья, мосты

При волшебном сиянии газа

Получают печать красоты...

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

В серебре лошадиные гривы,

Шапки, бороды, брови людей,

И, как бабочек крылья, коасивы

Ореолы вокруг фонарей!

Но бедняку, замерзающему в суровую стужу, не приходится любоваться красотой зимы, когда

Мрут, как мухи, извозчики, прачки, Мёрзнут дети на ложе своём. Поэтому гораздо чаще Некрасов рисует мрачный и унылый городской пейзаж;

Грязны улицы, лавки, мосты,

Каждый дом золотухой страдает;

Штукатурка валится - и бьёт

Тротуаром идущий народ-Тяжело живётся городской голытьбе. Каждый день для неё - «день безобразный - мутный, ветреный, тёмный и грязный». Улицы, на которых проживают бедняки, пропитаны «смесью водки, конюшни и пыли», здесь и ветер «удушлив не в меру, в нём зловещая нота звучит», и месяц глядит с ясного неба «с какой-то тоской безотрадной».

Зорким глазом поэта-гражданина Некрасов повсюду различает буднишние драмы города: он видит, как, жестоко избиваемая погонщиком,

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Он видит солдата, несущего детский гроб и сурово плачущего, старушонку в мужских сапогах, провожающую на кладбище горемыку-чиновника, голодного, босого, оборванного бедняка, укравшего калач.

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга...

Нищие, ремесленники, голодные дети, писатели, умирающие в больницах для бедных, нескончаемой вереницей проходят перед читателем в «городских» стихах Некрасова.

«Мерещится мне всюду драма!» - восклицает поэт.

В одном из ранних стихотворений «Еду ли ночью по улице тёмной» (1847) Некрасов суровыми словами рассказывает об одной из таких драм: в семье голодного бедняка умер единственный ребёнок, и мать, чтобы накормить мужа и купить гробик ребёнку, пошла на улицу. Об этом стихотворении Тургенев писал Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил».

Город с его социальными контрастами Некрасов назвал «роковым» и забыть о нём никогда не мог. Видения городского ада преследовали Некрасова всю жизнь. ПозТ знал, что именно здесь, в городе, «цепи куют на несчастный народ». И в ряде своих городских стихов он нарисовал отталкивающие портреты тех. кто куёт эти цепи.

Он говорит о торгашах, которые

...просыпаются дружно

И спешат за прилавки засесть:

Целый день им обмеривать нужно,

Чтобы вечером сытно поесть...

Поэт пишет о «владельцах роскошных палат», не любящих «оборванной черни», ростовщиках, чиновниках-взяточниках, генералах, банкирах и многих других. Некрасов с ненавистью и презрением посылает им страстные проклятья.

Но поэт знал и другой город, город подавленных, но не покорившихся низов, город Белинского, Чернышевского, Добролюбова - борцов за народное счастье.

...В стенах твоих

И есть и были в стары годы

Друзья народа и свободы.

А посреди могил немых

Найдутся громкие могилы.

Об этом городе Некрасов говорил:

Ты дорог нам,- ты был всегда

Ареной деятельной силы,

Пытливой мысли и труда.

Никто из русских поэтов до Некрасова не писал так часто о городе, а главное, никто из них не видел в городе столько ужасов и горя, сколько увидел он. Сила воздействия его стихотворений была настолько велика, что некоторые из современных Некрасову писателей, вольно или невольно, переносили в свои произведения его поэтические наблюдения. Так, отдельные сцены из стихотворения «О погоде» потом были повторены Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Некрасов может быть назван зачинателем городской поэзии, поэтическим предшественником таких глубоко своеобразных певцов города, как Брюсов и Маяковский.

Городские стихи Некрасова всегда будут волновать читателя скорбью и гневом, которыми они пронизаны, и суровой жизненной правдой, запёчатлённой в них могучим талантом поэта.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.