Методическое руководство |
Правила рус - языка |
ГОРОДСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕКРАСОВА |
ГОРОДСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕКРАСОВА В некрасовской поэзии, отличающейся исключительной тематическои широтой, большое место занимает город. Поэт «мести и печали» очень рано узнал жизнь обитателей «петербургских углов», видел всю безотрадную наготу жизни городской бедноты. Поэт понял, что богатства и красоты города захвачены сильными и сытыми хозяевами земли, отнявшими все радости жизни у тех, кто создал эти богатства. Город Некрасова - город социальных контрастов: ...пышны в нём Театры, улицы, жилища Счастливцев мира - и кругом Необозримые кладбища... Своё внимание поэт уделяет не пышным кварталам, не обитателям дворцов, а «предместьям дальним», где, как «чёрные змеи», летят Клубы дыма из труб колоссальных, Где сплошными огнями горят Красных фабрик громадные стены... На город Некрасов смотрит глазами обездоленного разночинца-демократа, глазами обитателя чердаков и подвалов, голодного труженика, С жизнью этих пасынков города неизменно связаны его мысли. Не в залах бальных, Где торжествует суета, - В приютах нищеты печальных Блуждает грустная мечта. В гуле и грохоте города он различает не «шум приятный», а «ужасный концерт», скрежет пил и молотков, которым в ответ «гремит мостовая»,- «дикий крик продавца-мужика и шарманка с пронзительным воем», Он слышит в этом «ужасном концерте» Понуканье измученных кляч, Чуть живых, окровавленных, грязных, И детей раздирающий плач На руках у старух безобразных... В городе, смрадном и закопчённом, покрытом пеленой гнилого тумана, Всё сливается, стонет, гудёт, Как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ... Некрасов глубоко чувствует и тонко подмечает красоту городского пейзажа. Прекрасен город зимой, когда Улицы, зданья, мосты При волшебном сиянии газа Получают печать красоты... ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, В серебре лошадиные гривы, Шапки, бороды, брови людей, И, как бабочек крылья, коасивы Ореолы вокруг фонарей! Но бедняку, замерзающему в суровую стужу, не приходится любоваться красотой зимы, когда Мрут, как мухи, извозчики, прачки, Мёрзнут дети на ложе своём. Поэтому гораздо чаще Некрасов рисует мрачный и унылый городской пейзаж; Грязны улицы, лавки, мосты, Каждый дом золотухой страдает; Штукатурка валится - и бьёт Тротуаром идущий народ-Тяжело живётся городской голытьбе. Каждый день для неё - «день безобразный - мутный, ветреный, тёмный и грязный». Улицы, на которых проживают бедняки, пропитаны «смесью водки, конюшни и пыли», здесь и ветер «удушлив не в меру, в нём зловещая нота звучит», и месяц глядит с ясного неба «с какой-то тоской безотрадной». Зорким глазом поэта-гражданина Некрасов повсюду различает буднишние драмы города: он видит, как, жестоко избиваемая погонщиком, Чуть жива, безобразно тоща, Надрывается лошадь-калека, Непосильную ношу влача. Он видит солдата, несущего детский гроб и сурово плачущего, старушонку в мужских сапогах, провожающую на кладбище горемыку-чиновника, голодного, босого, оборванного бедняка, укравшего калач. Закушенный калач дрожал в его руке; Он был без сапогов, в дырявом сюртуке; Лицо являло след недавнего недуга, Стыда, отчаянья, моленья и испуга... Нищие, ремесленники, голодные дети, писатели, умирающие в больницах для бедных, нескончаемой вереницей проходят перед читателем в «городских» стихах Некрасова. «Мерещится мне всюду драма!» - восклицает поэт. В одном из ранних стихотворений «Еду ли ночью по улице тёмной» (1847) Некрасов суровыми словами рассказывает об одной из таких драм: в семье голодного бедняка умер единственный ребёнок, и мать, чтобы накормить мужа и купить гробик ребёнку, пошла на улицу. Об этом стихотворении Тургенев писал Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил». Город с его социальными контрастами Некрасов назвал «роковым» и забыть о нём никогда не мог. Видения городского ада преследовали Некрасова всю жизнь. ПозТ знал, что именно здесь, в городе, «цепи куют на несчастный народ». И в ряде своих городских стихов он нарисовал отталкивающие портреты тех. кто куёт эти цепи. Он говорит о торгашах, которые ...просыпаются дружно И спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть... Поэт пишет о «владельцах роскошных палат», не любящих «оборванной черни», ростовщиках, чиновниках-взяточниках, генералах, банкирах и многих других. Некрасов с ненавистью и презрением посылает им страстные проклятья. Но поэт знал и другой город, город подавленных, но не покорившихся низов, город Белинского, Чернышевского, Добролюбова - борцов за народное счастье. ...В стенах твоих И есть и были в стары годы Друзья народа и свободы. А посреди могил немых Найдутся громкие могилы. Об этом городе Некрасов говорил: Ты дорог нам,- ты был всегда Ареной деятельной силы, Пытливой мысли и труда. Никто из русских поэтов до Некрасова не писал так часто о городе, а главное, никто из них не видел в городе столько ужасов и горя, сколько увидел он. Сила воздействия его стихотворений была настолько велика, что некоторые из современных Некрасову писателей, вольно или невольно, переносили в свои произведения его поэтические наблюдения. Так, отдельные сцены из стихотворения «О погоде» потом были повторены Достоевским в романе «Преступление и наказание». Некрасов может быть назван зачинателем городской поэзии, поэтическим предшественником таких глубоко своеобразных певцов города, как Брюсов и Маяковский. Городские стихи Некрасова всегда будут волновать читателя скорбью и гневом, которыми они пронизаны, и суровой жизненной правдой, запёчатлённой в них могучим талантом поэта.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.