Поиск по сайту:



КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? ОБРАЗЫ В ПОЭМЕ

 

ОБРАЗЫ В ПОЭМЕ

«Жгучее беспокойство», которое испытывал Некрасов думая о судьбе крестьянской женщины,  сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Судьбе крестьянки посвящены многие отдельные эпизоды поэмы и целиком - вся вторая её часть. На судьбе Матрёны Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была её жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у неё была «хорошая, непьющая семья», говорит Матрёна Тимофеевна. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».

Тяжёлый труд, однако, не сломил её.

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была...-

говорит о себе Матрёна Тимофеевна.

В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет труженицы-крестьянки:

Матрёна Тимофеевна

Осанистая женщина

Широкая и плотная.

Лет тридцати осьми.

Счастья на долю ей выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребёнка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда -вот как сложилась её жизнь. «Во мне,-говорит Матрёна Тимофеевна.

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой...»

«Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси - к такому выводу приводит Некрасов читателя. О том же говорит странникам и сама Матрёна Тимофеевна. «Не дело - между бабами счастливую искать».

Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила её в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живёт «с гневом на сердце», помнит, что «обиды смертные» прошли по ней «неотпла-ченные». «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»,- говорит Матрёна Тимофеевна.

Этот святой гнев - залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твёрдо верит в её будущее.


ОБРАЗ ПОМЕЩИКОВ

Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Эту сторону некрасовского творчества отметил В. И. Ленин, когда писал: «Еще Некрасов и Салтыков учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика его хищные интересы, учили ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов...» (В. Й. Л е н и н, Сочинения, т. 13, стр. 40).

Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «крещёной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где всё ему «покорствовало».

Ни в ком противоречия,

Кого хочу - помилую.

Кого хочу - казню..,-

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности, бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон - моё желание!

Кулак - моя полиция!

Удар искросыпительный.

Удар зубодробительный.

Удар скуловорррот!..

Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». Без всякого сожаления говорит поэт о том, как «под топором крестьянина» валятся дворянские парки, как «по кирпичику» разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин - «Последыш»,- и в их портретных характеристиках.

Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина - «Последыша». Это барин, который «весь век чудил, дурил». Жестоким деспотом-крепостником остаётся он и после 1861 г. Совершенно не зная своих крестьян, «Последыш» отдаёт нелепые распоряжения по вотчине: приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове- под семьдесят, а жениху - шесть лет!» Глухонемого дурака «Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина.

Нелепы не только «дурацкие приказы» «Последыша», ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И - разные глаза:

Один здоровый, светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Крутым самодуром-угнетателем показан и помещик Ш а-лашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём «настала каторга корёжскому крестьянину - до нитки разорил!»- говорит Савелий.

Презрение к труду и трудящимся, чванство своим паразитическим существованием, неумение и нежелание трудиться, высокомерие, спесь и жестокость -таковы типические черты характера помещиков, изображённых в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,- говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину,- вот тот вывод, к которому с железной последовательностью приводит Некрасов читателя поэмы. Анализ поэмы.



 

Добавить комментарий