Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е.
«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. Печать

 

«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»  САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е.

«История одного города», печатавшаяся в «Отечественных записках» в течение 1869-1870 гг.,- величайшее сатирическое произведение. Щедрин обратился к историческому прошлому России, чтобы с большей силой и гневом обличить современный ему государственный строй. Он видел, что основы государственного строя и общественной жизни не изменились, что и в «эпоху великих реформ», как величали её либералы, «эпоху конфуза», как называл её Щедрин, «возможна такая история, содержанием которой является беспрерывный испуг», что и теперь «градоначальники секут, а обыватели трепещут». «История одного города»-сатира на государственный строй, рождающий Угрюм-Бурчеевых и Перехват-Залихватских. Это сатира, бичующая народную пассивность и долготерпение, художественное произведение, призывающее к активному революционному действию. Сатира Щедрина наполнена подлинными фактами и событиями русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного обобщения.

«Мрачные идиоты» и «прохвосты», правившие городом Глупозьтм,- правдивое воплощение деспотизма, мракобесия и произвола в Царской России.

Именно поэтому картина, созданная Щедриным, отображала не только русскую действительность, но и современную писателю жизнь западноевропейских буржуазных государств: Франции, стонавшей «под бандитской пятой» Наполеона III, Германии, придавленной солдафоном Бисмарком.

«История одного города» написана писателем, горячо любящим народ, страстно ненавидящим угнетение и произвол.

Суровыми, горькими, полными осуждения словами порицал Щедрин благодушие, смирение и пассивность народа, «выносящего на своих плечах Бо-родавкиных, Угрюм-Бурчеевых» и им подобных.

Он твёрдо верил в то, что русский народ «широкую, ясную грудью проложит дорогу себе». Сатира Щедрина и ставила своей целью приближение того дня, когда народ положит конец существованию царских властей. Его сатира не только не убивала веры в народ и в возможность его освобождения, но и звала к борьбе и протесту.

Революционный демократ, каким был Щедрин, знал, что только революционной борьбой масс может быть завоёвана свободная и счастливая жизнь. «Из Глупова в Умнов дорога лежит через Буянов, а не через манную кашу»,- утверждал сатирик.

«Изображая жизнь, находящуюся под гнётом безумия,- писал Щедрин,- я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не ве-селонравия». О том, какое впечатление производила сатира Щедрина на читателей, очень верно сказал Тургенев: «Я видел, как слушатели смеялись до судорог при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то почти страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же самое время чувствовала, как бич хлестал её самоё».

Художник и «человек партии», как он сам себя определял, Щедрин, пародируя высказывания официальных историков и используя изумительное богатство народного языка, создал стройное и цельное произведение.

Корни сатиры Щедрина глубоко национальны; он явился достойным преемником и продолжателем Пушкина, давшего замечательный образец сатиры в «Истории села Горюхина», и Гоголя, каравшего своим смехом тосподствую-щие классы самодержавной России. Но он шёл дальше своих великих учителей в деле отрицания и бичевания самодержавно-полицейского государства. Поэтому глубоко прав был Горький, писавший о Щедрине: «Это огромный писатель, гораздо более поучительный и ценный, чем о нём говорят. Широта его творческого размаха удивительна... Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и - горько, пророчески хохотал надо всеми и всем. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительно-правдивое, более глубокое и могучее... невозможно понять историю России во второй половине XIX в. без помощи Щедрина».

Сатира Щедрина занимает одно из первых мест в мировой литературе, славной творениями Свифта, Вольтера и Рабле.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.