Поиск по сайту:



НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Печать

 

НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Толстой 1851г  поступает юнкером в артиллерийскую Военная служба бригаду, стоявшую в станице Старогладовской, и начало на тереке, и принимает участие в войне с горцами.  Он обнаруживает незаурядную храбрость, неоднократно подвергаясь смертельной опасности. Был случай, когда граната разорвалась у ног Толстого, наводившего пушку, и он только случайно спасся от смерти. Здесь, в кавказской станице, начинается его серьёзная литературная деятельность. Летом 1852 г. он заканчивает повесть «Детство». Повесть была отправлена в журнал Некрасова «Современник» и напечатана в сентябре этого года.

Там же, на Кавказе, Толстой пишет ряд рассказов, навеянных впечатлениями местной жизни, и боевых эпизодов: «Набег», «Рубка леса», «Встреча в отряде».

В январе 1854 г. Толстой был произведён в чин прапорщика и получил перевод сначала в Дунайскую армию, а затем в Крым, в Севастополь. В Севастополе, стойко оборонявшемся от врагов. Толстой пробыл с ноября 1854 г. до оставления города его защитниками (27 августа 1855 г.). Здесь Толстой проявил выдающуюся храбрость, сражаясь на легендарном четвёртом бастионе.

История героической борьбы Севастополя с врагами дала Толстому материал для трёх новых рассказов: «Севастополь в декабре 1854 года», «Севастополь в мае 1855 года» и «Севастополь в августе 1855 года». Произведения молодого офицера привлекли внимание писательских кругов. «Этот офицеришка всех нас заклюёт»,- заявляет А. Ф. Писемский. А. Тургенев, особенно симпатизировавший молодому автору, пророчески восклицает: «Это вино ещё молодо, но когда оно перебродит, из него выйдет напиток, достойный богов».

В конце 1856 г. Толстой в чине поручика выходит в отставку.

В Петербурге, куда он приехал после падения Севастополя, перед ним сразу открываются двери редакций лучших журналов. Его приветливо встречают писатели, группировавшиеся вокруг самого прогрессивного журнала «Современник». Толстого охватывает совершенно новая для него атмосфера политической и литературной борьбы.

Близости с разночинной группой «Современника», возглавляемой Чернышевским, у Толстого, однако, не установилось.

Толстой с его аристократическими традициями и мировоззрением, в котором на первом месте стояли не политические, а моральные проблемы, был далёк от революционно-демократических позиций разночинной интеллигенции 60-х годос.

«Чёрт знает, что у него в голове!- недоумевающе восклицал Некрасов.- Жаль, если эти следы барского и офицерского влияния не перемелются в нём. Пропадёт громадный талант». Опасения Некрасова, к счастью, не оправдались. Время показало, что Толстой сам понял пагубное влияние на него барской культуры. Но это произошло не сразу.

 

Повести «Детство», «Отрочество» и «Юность»

Повести «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852-1856), которыми  Толстой выступил в литературе, можно назвать автобиографической трилогией. В этой трилогии  Толстой ставит задачей проследить историю трёх периодов в жизни человека: детства, когда интересы ребёнка ещё не выходят за рамки семьи, отрочества, когда в мальчике пробуждаются умственные интересы и появляется сознание сложности жизненных отношений, и юности, когда перед человеком впервые встаёт вопрос о смысле жизни и начинает оформляться его мировоззрение.

В образе Николеньки Иртеньева немало автобиографических черт. Ни-коленька - некрасивый, взъерошенный мальчик, живущий сложной душевной жизнью. Он умён, наблюдателен, склонен к самоанализу, самолюбив, застенчив, мечтателен. Живость воображения и непривычка к усидчивой работе мешают ему проявить свою одарённость. Однако внутри у него кипит непрерывная, напряжённая душевная работа. Он рано начинает присматриваться к окружающей жизни, задумываться над вопросами о назначении человека, критически относиться к идеалу комильфо, навязанному аристократической средой, стремится к выработке высоких жизненных идеалов. Всё это приводит его к очень важному выводу, который он извлекает из своего личного внутреннего опыта и из размышлений над миром внешних явлений,- к идее нравственного самоусовершенствования. Он приходит к этой идее на переломе от отроческого к юношескому возрасту, и с этого времени жизнь приобретает для него смысл и глубокое моральное содержание.

Внимание автора трилогии сосредоточивается главным образом на психологическом анализе душевного роста героя, на «диалектике» души ребёнка, превращающегося в отрока, а затем в юношу. Главная проблема, которая-интересует автора,- это проблема морального самоусовершенствования.

Социальные идеалы автора трилогии определяются в основном симпатиями его к тому патриархально-усадебному быту, который окружает Нико-леньку. Идиллически рисуя даже взаимоотношения между крепостными слугами и господами, Толстой не идёт в критике изображаемого быта дальше разоблачения отдельных предрассудков дворянской среды, вроде фальшивого идеала комильфо или показа частичных недостатков крепостного быта-Это типично для Толстого 50-х годов, ещё живущего традициями той среды, которая его воспитала. Однако у автора пробуждается сознание идеи морального превосходства народа перед барством.

В художественном отношении трилогия представляла собой крупное явление. Уже одного глубокого психологического анализа души ребёнка было бы достаточно, чтобы признать трилогию «Детство», «Отрочество» и «Юность» произведением огромного таланта.

В ней чувствуется перо реалиста большого размаха, умеющего выразительно зарисовать и галерею живых лиц, и бытовую обстановку, з которой живёт герой. Родители Николеньки, гувернёры (особенно Карл Иванович), Наталья Саввчшна, крепостной мальчик Ванька, юродивый Гриша - всё это образы, которые дышат глубокой жизненной правдой, несмотря на то, что некоторые из них (например, юродивый Гриша) являются всецело плодом, художественного вымысла.

 

Севастопольские рассказы

Созревание художественного таланта Толстого шло необыкновенно быстро. Мастерски разрешив задачу психологического анализа в автобиографической трилогии сделав опыт реалистической зарисовки крестьянских образов в «Утре помещика», он одновременно переходит к сложной теме изображения войны, в «Севастопольских рассказах» (1854-1855).

В них Толстой изображает один из самых героических эпизодов в истории русского народа - одиннадцатимесячную оборону Севастополя в 1854- 11855 гг. Образы солдат и матросов - скромных и беззаветных героев этой трагической эпопеи, типы офицеров, сцены сражений, психология участников войны, общий дух патриотизма, руководивший настроениями защитников Севастополя,- всё это изображается в рассказах Толстого с поразительной силой и правдой. Автор подчёркивает превосходство народа как исторической силы над барством.

Главная ценность рассказов - в реалистическом изображении картины войны. Война впервые показана здесь не в виде красивого зрелища с «музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а в её настоящем выражении - в крови, в страданиях, в смерти».

Толстой заканчивает один из рассказов словами: «Мне скажут: что же это за рассказ? кто же герой его, наконец?.. Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого я старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,- правда».

«Севастопольские рассказы» Толстого можно считать прекрасным прологом к той правдивой и великой эпопее патриотической борьбы русского народа с врагами, какой явится позже роман «Война и мир».

 

Казаки

Повесть «Казаки» была начата Толстым в 1852 г., закон-чена в 1861 г., а в печати появилась в 1863 г., т. е. через одиннадцать лет после возникновения первоначального замысла.

Герой повести - Дмитрий Оленин, молодой аристократ, разочаровавшийся в пустой жизни светского общества. Порвав с привычной столичной средой, Оленин ищет себе свободы и счастья на Кавказе, в станице гребен-ских казаков. В станице он знакомится с казаками-джигитами Лукашкой и дядей Брошкой и влюбляется в красавицу казачку Марьяну.

Под обаянием величественной природы Кавказа и безыскусственной простоты здоровой жизни казаков Оленин приходит в убеждению, что счастье человека заключается не в удовлетворении эгоистических стремлений своего я, а в слиянии с жизнью природы, в отказе от своекорыстных настроений. «Счастье вот что: счастье в том, чтобы жить для других»,- решает Оленин.

Под влиянием радостного сознания найденной жизненной правды Оленин не останавливается перед самопожертвованием. Подарив Лукашке, жениху Марьяны. коня, он тем самым облегчает своему сопернику осуществление плана женитьбы на Марьяне.

Рассудочная теория жизни для счастья других вскоре оказывается несостоятельной. Сознав глубину своей любви к Марьяне, Оленин отказывается от этой теории. «Жить для других, делать добро! Зачем, когда в душе моей одна любовь к себе и одно желание - любить её и жить с нею, её жизнью. Не для других, не для Лукашки я теперь желаю счастья. Я не люблю теперь этих других». Таким образом, одна теория сменяется у Оленина другой, совершенно противоположной.

Планы Оленина жениться на Марьяне и зажить в станице здоровой, естественной жизнью казака терпят крушение: Марьяна отвергает его, и Оленин уезжает из станицы.

Сюжет повести позволяет Толстому развернуть во всей силе его художественное дарование. Мы видим в произведении превосходно очерченные образы простых, цельных, непосредственных «детей природы»; дяди Ерошки, Лукашки, Марьяны.

Очень важно, как мы уже говорили, идейное содержание повести. Мы видим и отрицательное отношение автора к городской цивилизации, и противопоставление цивилизации примитивной жизни простых людей, и идеализацию этой жизни с призывом к опрощению и бегству на лоно природы, и противоречивые попытки нравственного самоусовершенствования. Все эти мотивы, уже намеченные в более ранних произведениях Толстого, в повести «Казаки» начинают звучать настойчиво и ясно.

Особенно сильно звучит в повести мотив отрицательного отношения к буржуазной культуре. Логически развиваясь и углубляясь, он приведёт в дальнейшем к разрыву Толстого со своим классом.

 

повесть «Люцерн»

В 1857 г. ТОЛСТОЙ впервые отправляется за границу. Западноевропейская культура произвела  на него глубоко отрицательное впечатление. Непосредственным откликом на эти впечатления явилась гуманистическая повесть «Люцерн».

В одном из курортных городков Швейцарии, в Люцерне.Толстой оказался невольным свидетелем печального зрелища. Он увидел, как богатое, самодовольное общество путешественников, поселившееся в великолепной гостинице, равнодушно отнеслось к нищему-музыканту, отказало в помощи бедняку, долго распевавшему песни под окнами гостиницы.

Трижды усталый, голодный музыкант протягивал руку с фуражкой к разряженным господам, которых он долго развлекал игрой и пением,- никто не подал бедняку ни копейки.

Несчастный бедняк-музыкант, что-то тихо пробормотав, удалился. А толпа наглых лакеев и самодовольных, легкомысленных зевак проводила его смехом.

Чёрствость и бессердечие буржуазии вызывают у Толстого восклицание: «Вот событие, которое историки нашего времени должны записать огненными неизгладимыми буквами!» Толстой не знал, что приблизительно за десять лет до этого, в «Манифесте Коммунистической партии», основоположники научного коммунизма Маркс и Энгельс уже вынесли неумолимый приговор буржуазному обществу: «Там, где буржуазия достигла господства, она разрушила все феодальные, патриархальные идиллические отношения. Она... оставила между людьми одну только связь - голый интерес, бессердечный «чистоган» («Манифест Коммунистической партии»).

Несмотря на возмущение Толстого, повесть кончается неожиданно: автор приходит к мысли о том, что он не имеет права судить людей за содеянное зло, так как в мире есть какая-то «бесконечная гармония», непонятная человеку.

Противоречие здесь налицо: с одной стороны, Толстой гневно указывает на уродливость и порочность буржуазной цивилизации, с другой - призывает людей к всепрощению, к смирению перед «вечными» законами нравственности.

Имея в виду это противоречие в мировоззрении Толстого, В. И. Ленин писал: «Он (Толстой.- Ред.) рассуждает отвлеченно, он допускает только точку зрения «вечных» начал нравственности, вечных истин религии».





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.