Методическое руководство |
Правила рус - языка |
ЧЕХОВ А.П. ДЕТВОРА |
ЧЕХОВ А.П. ДЕТВОРА Папы, мамы и тёти Нади нет дома. Они уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алёша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. Говоря по совести, им пора уже спать; но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребёночек и что подавали за ужином? Стол, освещаемый висячей лампой, пестрит цифрами, ореховой скорлупой, бумажками и стёклышками. Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стёклышек для покрышки цифр. Посреди стола белеет блюдечко с пятью копеечными монетами. Возле блюдечка недоеденное яблоко, ножницы и тарелка, в которую приказано класть ореховую скорлупу. Играют дети на деньги. Ставка - копейка. Условие: если кто смошенничает, того немедленно вон. В столовой, кроме играющих, нет никого. Няня Агафья Ивановна сидит внизу в кухне и учит там кухарку кроить, а старший брат Вася, ученик V класса, лежит в гостиной на диване и скучает. Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами. Он уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным. Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. Его карие глазки беспокойно и ревниво бегают по картам партнёров. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными, блестящими глазами, тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки её не интересуют. Счастье в игре для неё - вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках играет в лото ради процесса игры. По лицу её разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алёша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стёклышек и копеек. Так как он знает одни только единицы и те числа, которые оканчиваются нулями, то за него покрывает цифры Аня. Пятый партнёр, кухаркин сын Андрей, черномазый, болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры. К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, полвму что весь погружён в арифметику игры, в её несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются! Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алёши. Ввиду однообразия чисел, практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать-палочками, семьдесят семь - Семён Се меньшем, девяносто - дедушкой и т. д. Игра идёт бойко. - Тридцать два! - кричит Гриша, вытаскивая из отцов ской шапки жёлтые цилиндрики.- Семнадцать! Кочерга! Двадцать восемь - сено косим! Аня видит, что Андрей прозевал 28. В другое время она указала бы ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит её самолюбие, она торжествует. - Двадцать три! - продолжает Гриша.- Семён Семёныч! Девять! - Прусак, прусак! - вскрикивает Соня, указывая на прусака, бегущего через стол.- Ай! - Не бей его,- говорит басом Алёша.- У него, может быть, есть дети... Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это, должно быть, маленькие прусачата! —Сорок три! Один! - продолжает Гриша, страдая от мысли, что у Ани уже две катерны - Шесть! —Партия! У меня партия! - кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча. У партнёров вытягиваются физиономии. - Проверить! - говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню. На правах большого и самого умного, Гриша забрал себе решающий голос. Что он хочет, то и делают. Долго и тщательно проверяют Соню, и, к величайшему сожалению её партнёров, оказывается, что она не смошенничала. Начинается следующая партия. —А что я вчера видела! - говорит Аня как бы про себя.- Филипп Филиппыч заворотил как-то веки, и у него сделались глаза красные, страшные, как у нечистого духа. — Я тоже видел,- говорит Гриша.- Восемь! А у нас ученик умеет ушами двигать. Двадцать семь. Андрей поднимает глаза на Гришу, думает и говорит: —И я умею ушами шевелить... —А ну-ка, пошевели! Катерна - положение в игре в лото, при котором из пяти клеток заставлены кубиками уже четыре. Андрей шевелит глазами, губами и пальцами, и ему кажется, что его уши приходят в движение. Всеобщий смех. —Нехороший человек этот Филипп Филиппыч,- вздыхает Соня.- Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке... мне стало так неприлично! — Партия! - вскрикивает вдруг Гриша, хватая с блюдечка деньги.- У меня партия! Проверяйте, если хотите! Кухаркин сын поднимает глаза и бледнеет. —Мне, значит, уж больше нельзя играть,- шепчет он. —Почему? - Потому что... потому что у меня больше денег нет. - Без денег нельзя! - говорит Гриша. Андрей на всякий случай ещё раз роется в карманах. Не найдя в них ничего, кроме крошек и искусанного карандашика, он кривит рот и начинает страдальчески мигать глазами. Сейчас он заплачет... - Я за тебя поставлю! - говорит Соня, не вынося его мученического взгляда.- Только смотри, отдашь после. Деньги взносятся, и игра продолжается. - Кажется, где-то звонят,- говорит Аня, делая большие глаза. Все перестают играть и, раскрыв рты, глядят на тёмное окно. За темнотой мелькает отражение лампы. — Это послышалось. —Ночью только на кладбище звонят...- говорит Андрей. - А зачем там звонят? —Чтоб разбойники в церковь не забрались. Звона они боятся. —А для чего разбойникам в церковь забираться? - спрашивает Соня. - Известно для чего: сторожей поубивать! Проходит минута в молчании. Все переглядываются, вздрагивают и продолжают игру. На этот раз выигрывает Андрей. —Он смошенничал,- басит ни с того ни с сего Алёша. —Врёшь, я не смошенничал! Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алёшу по голове! Алёша злобно таращит глаза, вскакивает, становится одним коленом на стол и в свою очередь - хлоп Андрея по щеке! Оба дают друг другу ещё по одной пощёчине и ревут. Соня, не выносящая таких ужасов, тоже начинает плакать, и столовая оглашается разноголосым рёвом. Но не думайте, что игра от этого кончилась. Не проходит и пяти минут, как дети опять хохочут и мирно беседуют. Лица заплаканы, но это не мешает им улыбаться. Алёша даже счастлив: недоразумение было! В столовую входит Вася, ученик V класса. Вид у него заспанный, разочарованный. «Это возмутительно!-думает он, глядя, как Гриша ощу. пывает карман, в котором звякают копейки.- Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!» Но дети играют так вкусно, что у него самого является охотЯ присоединиться к ним и попытать счастья. —Погодите, и я сяду играть,- говорит он. —Ставь копейку! —Сейчас,- говорит он, роясь в карманах.- У меня копейки нет, но вот есть рубль. Я ставлю рубль.; —Нет, нет, нет... копейку ставь! —Дураки вы. Ведь рубль во всяком случае дороже копейки,- объясняет гимназист.- Кто выиграет, тот мне сдачу сдаст. — Нет, пожалуйста! Уходи! Ученик V класса пожимает плечами и идёт в кухню взять у прислуги мелочи, В кухне не оказывается ни копейки. - В таком случае разменяй мне,- пристаёт он к Грише, придя из кухни.- Я тебе промен заплачу. Не хочешь? Ну, продай мне за рубль десять копеек. Гриша подозрительно косится на Васю: не подвох ли это какой-нибудь, не жульничество ли? - Не хочу,- говорит он, держась за карман. Вася начинает выходить из себя, бранится, называя игроков болванами и чугунными мозгами. - Вася, да я за тебя поставлю! - говорит Соня.- Садись! Гимназист садится и кладёт перед собой две карты. Аня начинает читать числа. - Копейку уронил! - заявляет вдруг Гриша взволнованным голосом.- Постойте! Снимают лампу и лезут под стол искать копейку. Хватают руками плевки, ореховую скорлупу, стукаются головами, но копейки не находят. Начинают искать снова и ищут до тех пор, пока Вася не вырывает из рук Гриши лампу и не ставит её на место. Гриша продолжает искать в потёмках. Но вот, наконец, копейка найдена. Игроки садятся за стол и хотят продолжать игру. - Соня спит! - заявляет Алёша. Соня, положив кудрявую голову на руки, спит сладко, безмятежно и крепко, словно она уснула час тому назад. Уснула она нечаянно, пока другие искали копейку. — Иди!
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.