Методическое руководство |
Правила рус - языка |
ВТОРОЙ ПЕРИОД РУССКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. |
ВТОРОЙ ПЕРИОД РУССКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ.
История русской литературы неотделима от истории освободительного движения. Любовь к родине и стремление видеть ее свободной всегда были неразрывны в творчестве лучших русских писателей. В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален,- говорил Горький.- Но всех объединяло одно упорное стремление- попять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа и ее роли на земле.Этот период определили как революционно-демократический, разночинский, потому что его главными деятелями были революционеры-разночинцы. Связующим звеном между дворянским и разночинским периодами революционного движения явилась деятельность А. И. Герцена. Вы помните, как писал об этом В. И. Ленин: Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями Народной воли. Шпре стал круг борцов, ближе их связь с народом. Молодые штурманы будущей бури,- звал их Герцен. Исторические границы этого периода - от крестьянской реформы и связанного с нею стихийного крестьянского движения до начала организованного рабочего движения в России. Это, как говорил В. И. Ленин, период русской истории, который лежит между двумя поворотными пунктами ее, между 1861 и 1905 годами. Деятельность писателей, чье творчество вы будете изучать, не вполне укладывается в эти границы. Но основное содержание их произведений порождено именно исторической обстановкой второго периода освободительного движения. Со статьей В. И. Ленина Памяти Герцена вы знакомились в курсе истории и в курсе литературы; она напечатана в сборнике избранных произведений Ленина для учащихся средней школы. Вспомнить важнейшие события этой эпохи вам помогут учебник истории Для VIII класса и хронологическая таблица в конце учебника. Некоторые писатели вам уже знакомы: вы читали и изучали отдельные произведения И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Теперь вы больше узнаете об этих писателях, впервые обратитесь к творчеству А. Н. Островского, Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского и, что особенно важно, будете изучать литературу второго периода русского освободительного движения в ее развитии. А чтобы понять, как развивалась литература, необходимо изучить ее связи с передовыми идеями того времени, с борьбой за освобождение народов России. Б. И. Ленин отмечал великую роль русской литературы в революционном воспитании масс. В своей книге Что делать? (ее название напоминало о знаменитом романе Н. Г. Чернышевского) он писал: ...роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией. А чтобы хоть сколько-нибудь конкретно представить себе, что это означает, пусть читатель вспомнит о таких предшественниках русской социал-демократиикак Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов; пусть подумает о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература... Роль передового писателя в России - выразителя освободительных стремлений, идейного наставника - поднимала его на большую нравственную высоту. Лев Толстой говорил, что мыслитель и художник страдает вместе с людьми и, кроме того, страдает еще потому, что он всегда, вечно в тревоге и волнении: он мог решить и сказать то, что дало бы благо людям, избавило бы их от страдания, дало бы утешение, а он не так сказал и не так изобразил, как надо; он вовсе не решил и не сказал, а завтра, может, будет поздно: он умрет... Гладких, жуирующих и самодовольных мыслителей п художников не бывает. Писатель воистину был бойцом, сражался мужественно и самоотверженно, а нередко и погибал в борьбе с произволом и мракобесием. А. И. Герцен в книге О развитии революционных идей в России назвал имена писателей первой половины XIX века, ставших жертвами царского деспотизма: Рылеев, Пушкин, Лермонтов... Этот список можно дополнить именами самого Герцена и его друга Огарева, которые вынуждены были жить в изгнании, чтобы обращаться к России с вольным словом; Добролюбова, истерзанного гражданской скорбью и умершего в 25 лет от чахотки; Чернышевского, обреченного на двадцатилетнюю каторгу; Достоевского, приговоренного к смертной казни, которая в последнее мгновение была заменена каторгой; Шевченко, сосланного в солдаты; Некрасова, Салтыкова-Щедрина, подвергавшихся постоянным полицейским и цензурным преследованиям. Так называлось тогда движение русских революционеров-марксистов. Жуировать (франц. jouir-наслаждаться) - развлекаться, вести веселую и праздную жизнь. Надо попить мужество писателей, которые в условиях кровавого террора, шпионской слежки продолжали свое дело. Как человек, как личность писатель русский,- говорил М. Горь-кий)-...стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России...
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.