Поиск по сайту:



Литература XIX века ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В РОССИИ 60-70-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В РОССИИ 60-70-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ. Печать

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В РОССИИ 60-70-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.

 

Позиция отдельных людей, социальных прослоек и классов в общественной борьбе 60-70-х годов XIX века определялась их отношением к нарастающей крестьянской революции.

Революцнонеры-шестидесятники, преемники Белинского и Герцена, были наиболее последовательными и боевыми выразителями интересов крестьянства. Во главе их стоял Н. Г. Чернышевский. Его единомышленниками и ближайшими сподвижниками были Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин.

Революционные демократы были убеждены, что народ освободит не царская милость, не правительственная реформа, а только победа революции. В своих легальных произведениях они проводили, по словам Ленина, сквозь все препоны2 и рогатки цензуры идеи крестьянской революции, а в подпольных бесцензурных изданиях прямо звали крестьянскую Русь к топору.

Все выдающиеся революционные деятели 60-70-х годов признавали исключительную роль литературы в формировании их взглядов. Многие из них брались за перо как за оружие. Н. Г. Чернышевский- критик, автор романов, повестей, пьес. Н. А. Добролюбов-критик и поэт. Их друзья и соратники но борьбе М. А. Михайлов и В. С. Курочкин - поэты некрасовской школы. Деятели революционного народничества 70-х годов И. А. Морозов, В. Н. Фигнер, П. Ф. Якубович писали стихи и песни, звавшие к революционному подвигу. Русский текст Марсельезы написал известный революционер-народник П. Л. Лавров. Слова одной из любимых песен Ленина - Замучен тяжелой неволей... - принадлежат Г. А. Мач-тету, близкому к кругам революционеров-семидесятников. Песня эта посвящена замученному в остроге Чернышеву, борцу за народное дело.

Революционеры-демократы выступали против всей самодержавно-крепостнической системы и против либерализма в общественном движении и литературе.

В истории слова либерал3 своеобразно отразился переход от дворянского этапа освободительной борьбы к революционно-демократическому. Слово это распространилось в России вместе с идея ми Великой французской революции и вплоть до 50-х годов XIX века употреблялось в значении свободомыслящий, свободолюбивый.

Легальный (лат. lex- закон) - законный, разрешенный цензурой.

Препона - препятствие.

От лат. iiberalis - свободный

Но в 60-е годы, когда надежда на переустройство России без участия народа уже умерла и все грознее бушевали крестьянские восстания, многие либералы стали мечтать об установлении справедливых общественных отношений мирным путем, с помощью правительственных реформ. В это время слово либерал стало менять свой смысл. В устах революционеров-демократов оно стало обозначать деятеля, который призывает свободу на словах, но вольно или невольно предает ее на деле.

Либералы боялись народной революции, они хотели освободить Россию сверху, не разрушая ни монархии, ни частного землевладения и власти помещиков, а лишь побуждая царское правительство к отдельным уступкам духу времени. Но еще и в 60-е годы либералы казались себе самим, да и многим честным людям передовыми деятелями, либералы осуждали крайности самодержавия и крепостничества, кое-кто из них подвергался гонениям со стороны правительства (хотя далеко не столь яростным, как революционеры-демократы).

...Последовательные демократы Добролюбов и Чернышевский,- писал Ленин,- справедливо высмеивали либералов за реформизм в подкладке которого было всегда стремление укротить активность масс и отстоять кусочек привилегий помещиков...

В либерализм не прочь были поиграть и охранители самодержавия, чтобы обмануть общественное мнение. А. К. Толстой2 в своей сатире Сои Попова изобразил даже либерального царского министра. Вот о каком происшествии идет здесь речь:

Приснился раз, Оог весть с какой причины, Советнику Попову странный сон: Поздравить он министра в именины В приемный зал вошел без панталон...

А министр в этот момент как раз демонстрировал свое свободомыслие. Поэт воспроизводит речь министра, полную громких фраз:

Прошло у нас то время, господа,- Могу сказать: печальное то время,- Когда наградой нота и труда Был произвол. Его мы свергли бремя. Народ воскрес - но не вполне - да, да! Ему вступить должны помочь мы в стремя, В известном смысле сгладить все следы И, так сказать, вручить ему бразды.

1 Реформизм (лат. reformare - преобразовывать) - стремление либераль ных деятелей решать проблемы, требующие революционного переустройства, с помощью реформ.

2 А. К. Толстой (1817-1875) - талантливый поэт, драматург и прозаик, был идейным противником революционной демократии, но не раз выступал в защиту тех, кто оказывался жертвой николаевских жандармов (T Г. Шевченко, Н. Г. Чер- j нышевского); он зло и остроумно высмеивал тупость и бездарность русского са иодержавия, печатал в передовых русских журналах сатирические стихи, направленные против реакционной литературы.

Однако, увидев Попова без панталон, министр преображается. Либеральные речи забыты, и нарушитель порядка обвинен в крамоле: явившись полуодетым на прием, он хотел якобы собой бюджет представить на Руси. Попов попадает в III отделение, в лапы жандармов. И там лазоревый полковник (жандармы носили голубые мундиры) вынуждает его назвать сообщников своего преступления. Предав множество невинных друзей, Попов в ужасе просыпается.

Бесперспективность и лицемерие либерализма так или иначе понимали все замечательные русские писатели 60-70-х годов; все они чувствовали необходимость коренных преобразований в России, неизбежность народного возмущения, с горечью и гневом видели, что самодержавие и крепостничество унижают, позорят их родину. Но не все верили в революционный путь России к свободе, и это порождало либеральные заблуждения у некоторых писателей. Этот сложный вопрос вы еще будете изучать. А сейчас вам нужно знать, что мнение писателя о средствах достижения народной свободы очень важно для понимания всей его деятельности, но еще не определяет полностью значение его творчества.

Истинный художник превыше всего в искусстве ценит правду и страстно ищет ее. Искусство невозможно без отражения жизни. И писатель пытливо изучает жизнь, стремится понять и те явления, которые противоречат его представлениям. Произведения честного и талантливого писателя способны пробудить творческую активность читателя, сделать более пристальным и глубоким его взгляд на жизнь, помочь в поисках своего места в жизни.

Островский, Тургенев, Толстой и другие русские писатели-классики, не стоявшие на революционных позициях, своим творчеством содействовали освободительному движению, воспитывали патриотизм и свободолюбие, ненависть к деспотизму и сочувствие к обездоленным людям труда.





 

Комментарии  

 
Ржака
0 #1 Ржака 10.05.2012 12:00
спос мне как раз задали найти по истории литературу второй половины 19 века.
Цитировать
 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.