Поиск по сайту:



Литература: Литература XIX века ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА 80-90-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА 80-90-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ Печать

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА 80-90-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.

 

Вы знаете, что, после того как Народная воля казнила Александра II (1881), в стране воцарился жесточайший контрреволюционный террор. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, УЧИТЬ грамоте,- говорил позднее об этом времени один из героев Чехова (рассказ Человек в футляре).

Общественные настроения эпохи 80-х годов нашли воплощение в творчестве В. М. Гаршина В. М. Гаршина (1855-1888).(1855-1888). Писатель похож на героя своего рассказа Художники - Рябинина. Рябинин стремится писать картины, которые убивали бы спокойствие сытых и самодовольных. Такую картину ему удалось создать. Обращаясь к рабочему, изображенному на этой картине, художник восклицает: Ударь их в сердце, лиши их сна, стань перед их глазами призраком! Убей их спокойствие, как ты убил мое!

Свидетель трагической борьбы революционеров-народников 70-х годов, Гаршин не верил в спасительность революционного пути. Но и мириться с духовным рабством, с торжеством подлости и мракобесия он не мог. Рассказы Гаршина потрясали читателей изображением человеческих страданий, вызванных войной, злом и несправедливостью, царящими в мире. Писатель звал к борьбе за человека, к борьбе даже без надежды на успех.

Attalea princeps - прекрасная пальма, героиня гаршинской сказки - тоскует в оранжерее по родному южному небу. Сквозь стекла она видит пасмурное небо севера, но все-таки решает пробиться к нему. Растения-соседи считают ее гордячкой, а мечты ее - глупыми. Пальма дотянулась до стеклянной крыши, сломала ее и... погибла.

В этой сказке, прославляющей подвиг, есть нечто автобиографическое. Писательский труд требовал от Гаршина невероятного душевного напряжения. Хроническое нервное расстройство, мучившее его, ежедневно усугублялось впечатлениями действительности 80-х годов: обысками, ссылками, виселицами, расстрелами. Особенно сильный удар нанесла писателю неудачная попытка спасти от виселицы юношу-революционера. Чувствуя приближение безумия, Гаршин бросился в пролет лестницы...

В. И. Ленин сравнивал Россию 80-х годов с тюрьмой. Но одновременно он подчеркивал, что именно в эту эпоху всего интенсивнее работала русская революционная мысль, создав основы социал-демократического миросозерцания. Вы помните из курса истории, что 80-е годы подготавливали наступление пролетарского этапа Русского освободительного движения.

И литература этого времени жила напряженной жизнью. Салтыков-Щедрин в эту пору пишет сказки, в которых издевается над трусливой философией пескарей, разоблачает деспотизм и рабскую приниженность, скорбит о народном долготерпении. Именно в начале 80-х годов Толстой переходит на позиции крестьянства и обрушивается со страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки (Ленин).

В 80-е годы появляются рассказы А. П. Чехова, высмеивающие духовный застой, пошлую и пустую жизнь обывателей.

В середине 90-х годов наступил перелом в общественной жизни России. Широким фронтом разворачивается революционное рабочее движение, крестьянские волнения охватывают целые губернии.

Нарастала и приближалась революционная буря - движение самих масс. Пролетариат... поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году... - писал В. И. Ленин о третьем этапе русского освободительного движения.

Новая общественная обстановка определила и развитие литературной жизни. В произведениях писателей-реалистов, с одной стороны, обостряются обличительные тенденции (вспомните После бала Л. Толстого), а с другой - усиливаются поиски положительных начал в окружающей действительности (это явственно сказалось, как вы увидите, во многих произведениях Чехова).

Характерно для периода 90-х годов творчество В. Г. Короленко (вы, конечно, помните его рассказ Дети подземелья, где с такой силой раскрывается тема социального неравенства). Короленко создает обаятельный образ русской революционерки (Чудная), показывает неистребимое стремление человека к свободе, духовное пробуждение крестьянина (Река играет), обличает капиталистический мир (Без языка).

С новым словом в литературе выступает великий пролетарский писатель Максим Горький. Он видит не только кричащие противоречия капиталистической действительности, но и их причину, и верит в реальный выход из этих противоречий. В знакомой вам Песне о Соколе Горький воспевает революционный подвиг, прославляет безумство храбрых.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.