Поиск по сайту:



Литература XIX века БОРЬБА РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ ПРОТИВ ТЕОРИИ ЧИСТОГО ИСКУССТВА
БОРЬБА РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ ПРОТИВ ТЕОРИИ ЧИСТОГО ИСКУССТВА Печать

 

БОРЬБА РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ ПРОТИВ ТЕОРИИ ЧИСТОГО ИСКУССТВА.

 

Революционно-демократическая критика этого времени борется за общественную активность искусства, против теории так называемого чистого искусства. В основе этой теории - идеалистическое представление о высоком и вечном искусстве, не связанном с обыденной грязной реальностью, с насущными вопросами времени.

Под влияние теории чистого искусства иногда попадали и талантливые писатели.

Тонкий лирик, блестящий мастер стиха, А. А. Фет (вам знакомы его стихи о природе) пытался отделить свое поэтическое творчество от общественной позиции и житейских дел. Он, как и его единомышленники по взглядам на искусство (критики В. П. Боткин, А. В. Дружинин, поэты Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.), отводил поэзии особую область прекрасного, куда якобы не долетают крики с житейского рынка. Эта позиция передана в таких стихах Фета:

Неизбежно,

Страстно, нежно

Уповать,

Без усилий

С плеском крылий

Залетать

В мир стремлении,

Преклонении

И молитв;

Радость чуя,

Не хочу я

Ваших битв.

Фет, по словам Л. Толстого, проявил лирическую дерзость, свойство великих поэтов. Он сумел открыть в жизни природы, в духовном мире людей то, чего до него никто не подмечал. После Пушкина он дерзает по-своему писать о светлой северной ночи и создает поразительную картину:

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Фет достиг высокого мастерства в изображении едва уловимых переживаний человека, органически связанного с природой. Вот гимн утру, наполненный радостью проснувшейся жизни:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой...

Лучшие стихи Фета вошли в сокровищницу русской литературы и помогают воспитывать любовь к родному слову, к родной природе, внимание к духовной жизни человека.

На стихи Фета, отличающиеся богатством ритмов и мелодичностью, крупнейшие русские композиторы написали множество романсов: На заре ты ее не буди... (музыка А. Е. Варламова), Я тебе ничего не скажу... (музыка П. И. Чайковского), О, долго ль буду я в молчанье ночи тайной... (музыка С. В. Рахманинова) и др.

И все-таки призыв Фета к отказу от общественных битв был чужд передовым читателям и ограничивал творческие возможности самого поэта.

Сравнивая стихи А.А.Фета со стихами Ф. И. Тютчева, Н. А. Добролюбов писал: ...талант одного способен во всей силе проявиться только в уловлении мимолетных впечатлений от тонких явлений природы, а другому доступны, кроме того,- и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни.

Революционно-демократическая критика раскрыла беспочвенность теории чистого искусства. Она показала, что основой искусства всегда является общественная жизнь независимо от того, признает ли это сам художник. Литература отражает жизнь человека во всей сложности и многообразии его отношений к другим людям, к общественным учреждениям и порядкам, к природе, науке, искусству.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.