Методическое руководство |
Правила рус - языка |
ИДЕИ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ В ЛИТЕРАТУРЕ БРАТСКИХ НАРОДОВ. |
ИДЕИ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ В ЛИТЕРАТУРЕ БРАТСКИХ НАРОДОВ.
В литературе и искусстве второй половины XIX века развиваются идеи интернационализма, идеи братства и дружбы народов России и всего мира, высказанные еще Радищевым и Пушкиным. Расцвет русской литературы помог формированию великих художников слова, выдвинутых братскими народами многонациональной России: это Тарас Шевченко на Украине, Акакий Церетели в Грузии, Коста Хетагуров в Осетии и многие другие. Усиливается и воздействие национальных литератур страны на русских писателей и художников. Еще в творчестве Гоголя плодотворно соединились традиции украинской и русской культуры. Пушкин и Лермонтов отразили в своей поэзии природу и быт Кавказа. Во второй половине XIX века живо интересуются украинской литературой Добролюбов, Чернышевский, Некрасов, Тургенев. В произведениях Толстого (вам знакомы Кавказский пленник, Хаджи Мурат) нарисованы образы кавказских горцев, звучит протест против братоубийственных войн, призыв к духовному единению народов России. В это время возникают и личные дружеские связи, расширяется сотрудничество в литературной работе и общественной борьбе писателей разных национальностей. Важнейшее, определяющее значение в развитии интернациональных связей и братской дружбы народов России имели идеи революционной демократии. Они властно привлекали к себе, вели за собой смелых и сильных духом, потому что освещали путь от России - тюрьмы народов к России свободных народов-братьев. Пушкин мечтал о времени, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся. Тарас Шевченко верил, что его по- мянут в семье великой, в семье вольной, новой. Деятельность рево- люционной демократии рождала и укрепляла надежду на то, что цель эта осуществима и близка.
Вы уже познакомились с жизнью и стихотворениями великого украинского поэта-революционера Тараса Григорьевича Шевченко (1814-1861). Вы помните, что после десяти лет солдатской каторжной жизни в оренбургских степях и прикаспийских пустынях Шевченко вернулся в Петербург, где когда-то начинал свою деятельность поэта и художника. Вскоре по приезде он сблизился с Добролюбовым, Чернышевским, Некрасовым. 1 Оно было названо в честь братьев Кирилла и Мефодия - создателей и распространителен славянской азбуки. Еще в 40-е годы, войдя в тайное политическое общество на Украине- Кирилло-Мефодиевское братство, Шевченко критиковал деятельноать тех членов общества, которые отвергали революционный путь к свободе, и выступал с призывом к восстанию. Вы помните пламенные строки из Завещания: ...Схороните и вставайте, Цепи разорвите, Злою вражескою кровью Волю окропите. Тюрьма, солдатчина, ссылка не сломили поэта-революционера. Получив разрешение на возвращение из ссылки под надзор полиции, Шевченко записал в дневнике: Мне кажется, что я точно тот же, что был и десять лет тому назад. На воле поэт оставался, по его словам, как собака на привязи: в 1859 году во время поездки на Украину его опять арестовали за возмутительные и богохульственные речи; в Петербурге полиция не спускала с него глаз. И все-таки Шевченко остался певцом революции. Один из современников поэта говорил о его творчестве в конце 50-х годов: ...он разит и бьет, он весь пылает каким-то бешеным, всеистребляющим огнем. Шевченко создает стихи, в которых называет царя кровавым палачом, проклинает смирение и высказывает надежду, что придет время и ...люди тихо Без всякого лихого лиха Царя на плаху поведут. Поэт приветствует выступления Полярной звезды, Колокола. Он видит в Салтыкове-Щедрине одного из гениальных учеников Гоголя и восторгается его смелыми Губернскими очерками. Как и Чернышевский, Шевченко не верит в благодетельность крестьянской реформы и возлагает надежду лишь на освободительную силу крестьянского топора. Он пишет: ...Добра не ожидай, Не ожидай желанной воли: Ее замучил Николай. Сама она не встанет боле. Чтобы поднять и разбудить Ее, больную,- надо миром Обух широкий закалить И наточить острей секиру - Да и скорей ее будить. Стихи Шевченко распространялись в списках (издана была едва ли пятая часть их). Участие Шевченко в публичных чтениях в Петербурге превратилось в мощную демонстрацию любви к великому поэту, художнику и борцу-революцнонеру. Как вспоминала участница одного из таких вечеров, чествовали мученика, пострадавшего за правду. И нравственный облик поэта, и его пламенные стихи, и его великолепные рисунки - все влекло к нему сердца самых лучших людей того времени. Его уважали, любили, им восхищались Тургенев и Герцен, Добролюбов и Некрасов, Чернышевский и Михайлов. Дружеские связи великого сына Украины были наглядным воплощением интернационализма. Среди его друзей были и русские писатели, и поляк Зигмунд Сераковский, революционер, позднее один из руководителей восстания 1863 года, повешенный царскими палачами в Вильпе, и великий негритянский актер Айра Олдридж, приезжавший в 1858 году на гастроли в Петербург. Безвременную смерть Шевченко, измученного рабством, тюрьмой, ссылкой, Некрасов встретил стихами, полными сердечной боли и гнева: Не предавайтесь особой унылости! Случай предвиденный, чуть не желательный, Так погибает по божией милости Русской земли человек замечательный С давнего времени... Н. А. Добролюбов в рецензии на новое издание Кобзаря говорил о Шевченко как о народном поэте: Весь круг его дум и сочувствий находится в совершенном соответствии со смыслом и строем народной жизни. Он вышел из народа, жил с народом и не только мыслью, но и обстоятельствами жизни был с ним кровно и крепко связан. В Петербурге Тарас Шевченко познакомился со студентом из Грузии Акакием Церетели. Шевченко и прежде думал и писал о судьбе народов Кавказа. За горами горы тучами повиты, Засеяны горем, кровью облиты... Кавказ, 1845 Церетели рассказывал Шевченко об истории родной земли. Великий украинский поэт с глубоким интересом и сочувствием слушал молодого поэта Грузии.
Акакий Церетели (1840-1915) - сын грузинского князя, по материнской линии - потомок имеретинских 2 царей. Но, по старинному обычаю, он до пяти лет воспитывался в крестьянской семье, и это помогло ему понять и крестьянское отношение к жизни. Не могу не признаться, - писал он, - что если во мне сохранилось что либо хорошее и доброе, то это только благодаря тому, что я рос в деревне, в крестьянской семье, вместе с детьми крестьян. Мать внушила будущему писателю любовь к народным песням, народному языку. В гимназии он читал Пушкина и Герцена. Окончательно сформировались убеждения Акакия Церетели в период его учебы в Петербургском университете (1859-1862). Церетели изучал статьи Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Взгляды начинающего поэта в этот период противоречивы: он считает, что нигилисты (молодые демократы-разночинцы) бесстрашно борются с прошлым, но допускают крайности в своем отрицании. Однако в главном Церетели принимает взгляды революционеров-разночинцев: он отвергает теорию чистого искусства, смотрит на литературу как на оружие в борьбе за подлинно доброе дело, и этим делом для него становится народная свобода. Стихи, написанные Церетели еще в студенческие годы, - Песня жнецов, Исповедь крестьянина, Имеретинская колыбельная- стали широко известны в Грузии. Вернувшись на родину, поэт создает стихи, о которых критики говорили, что они написаны на языке, поражающем неведомой дотоле прелестью и легкостью чисто народного говора. Стихи, а затем проза и драматургия Церетели широко отразили жизнь Грузии с общенародной точки зрения. Писатель смело выступил против феодальных порядков, против угнетения народа и своими помещиками, и царскими чиновниками. В поэзии Акакия Церетели отразились чуткость художника и мужество борца. В его стихах чувствуется мощь, простор, свежесть: Волнуйся, море, и гуди, Не прекословь дыханью шквала! Как горы, волны взгромозди. Чтоб влага на берег хлестала! Поэт, и ты не избегай Сердечных бурь в минуту гнева. Греми, буди заснувший край, Сверкая молнией напева! Волнуйся, море! В стихотворении Рассвет Церетели прославляет подвиг поэта, гибнущего за родину в годину тяжких мук. В 1881 году стихотворением Весна он приветствует казнь царя народовольцами. Позднее Церетели переводит на грузинский язык Интернационал Эжена Потье, а в дни первой русской резолюции воспевает мужество революционных рабочих. Народ Грузии принял творчество Акакия Церетели как родное, кровное. Его стихи мгновенно распространялись, заучивались наизусть, становились, подобно пушкинским и некрасовским, народными песнями.
Осетинский поэт Коста Хетагуров (1859-1906) родился и провел детство у подножии снежных вершин Главного Кавказского хребта. Суровая красота гор навсегда осталась в его душе. Рано познакомился Коста с горькой долей родного народа. Ребенком он лишился матери, его воспитывала родственница отца. Пяти лет Коста уже помогал пасти овец на горных склонах. Крестьяне-осетины страдали от недостатка пахотной земли. Немногие плодородные участки в горах принадлежали местным феодалам и кулакам. В народе жила сказка о том, как осетин пришел обрабатывать свое иоле и не нашел его: поле прикрыла бурка, сброшенная с плеч. В детстве Коста слышал много горских сказок, песен, легенд. Очень любил он слушать старинные сказания о нартах (богатырях). Их пели старики, аккомпанируя себе на фандыре (инструменте, похожем на скрипку). Сказитель-фандырист был в Осетии любимцем народа, хранителем его героических традиций, как на Украине кобзарь. Став поэтом, Коста Хетагуров назвал главной книгой своей жизщГсборник стихотворений Ирон фандыр (Осетинская лира);подробному как Шевченко дал своим поэтическим книгам название Кобзарь. В судьбе этипоэтов - вообще немало сходного. В юности Коста, к стихам и рисованию. Он учился, Пет. Академии художеств. Только это было почти на подтека 1881 -1885 годах. Вы уже знаете, какими трудными, мрачными были 80-е годы. Коста Хетагуров именно в эти годы стал последовательным революционером и демократом. В его суждениях о литературе, искусстве и общественной жизни видно влияние идйй Чернышевского и Добролюбова. В его стихах творческивтражены некрасовские мотивы. В его картинах чувствуется близость к передвижникам. Из-за отсутствия средств Коста не закончил Академию художеств Он вернулся на родину, был педагогом, журналистом. Вскоре он стал широко известен как поэт и общественный деятель. Коста Хетагуров, подобно Шевченко и Церетели, исполнил для своего народа великую работу: он явился основоположником родной литературы, создателем осетинского литературного языка. В его творчестве соединились мудрость народной поэзии и свет революционных идей. Вслед за Некрасовым он и лиру свою и жизнь посвятил народу: Я счастия не знал, но я готов свободу. Которой я привык, как счастьем, дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу Я смог когда-нибудь к свободе проложить. Эти стихи подтверждены всей жизнью поэта. Как Добролюбов, Хетагуров в юности стал на путь смелой правды и не сходил с нега до конца жизни. Его дважды ссылали, сажали в тюрьму, а он продолжал сражаться пером поэта и публициста. Он пишет о народном горе, зовет к борьбе против угнетателей, клеймит царских сатрапов Я не боюсь разлуки и изгнанья, Предсмертных мук, темницы и цепей, - писал Хетагуров, и каждый честный осетин верил этим словам. Коста Хетагуров стал в Осетии не только любимым поэтом, чьи стихи знают все,.от мала до велика, но и подлинным национальным героем, образцом стойкости и бесстрашия в борьбе за дело народа. Хетагуров прожил только 47 лет, как и Шевченко: сказались тяжкие обстоятельства жизни, лишения, вечные преследования властей. Смерть поэта вызвала взрыв народного возмущения, и похороны превратились в антиправительственную демонстрацию. В 1889 году на открытии памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске Коста Хетагуров назвал своего русского собрата предвестником желанной свободы. Пусть поэзия Лермонтова жжет нам сердца и учит нас правде, - говорил он. Эту счастливую судьбу заслужили и стихи самого Хетагурова. Так во второй половине XIX века в литературной жизни России рождается явление исключительной важности: закладываются основы многонациональной литературы народов-братьев, литературы, объединенной передовыми идеями и традициями.
Далее хронологическая таблица событий XIX века.
ЛИТЕРАТУРА Ленин В. И. Л. Н. Толстой и современное рабочее движение. Ленин В. И. Памяти Герцена. Сподвижники Чернышевского, М., 1961 (серия Жизнь замечательных людей). Уханов И. П. Образы художественной литературы в трудах В. И. Ленина. М., 1965. Шер Н. С. Рассказы о русских писателях. М., 1964.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.