Поиск по сайту:



Литература: Народное Творчество СТИХОСЛОЖЕНИЕ (Двусложная стопа)
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (Двусложная стопа) Печать

СТИХОСЛОЖЕНИЕ (Двусложная стопа)

Главный признак стихотворной речи - ритм. В основу ритма стихотворной речи положено равномерное чередование строк с одинаковым количеством слогов и равномерное чередование слогов, ударных и неударных, в каждой строчке.

Посмотрим, как чередуются слоги ударные и неударные в стихотворении Фета «Я пришёл к тебе с приветом».

Я пришёл к тебе с приветом

- w | -w | - w | - w

В такой схеме повторяется группа - (ударный, неударный слог). Такая повторяющаяся группа слогов, в которую входит один слог ударный и один или несколько примыкающих к нему неударных слогов, называется стопой.

Стопы бывают двусложные (один слог ударный, другой - неударный) и трёхсложные (один слог ударный и два неударных). В стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом» стопа двусложная и ударение падает на нечётные слоги (первый, третий и т. д.). В стихотворении Лермонтова «Парус» стопа тоже двусложная, но в ней ударение падает на чётные слоги (на второй, - четвёртый и т. д.).

Что ищет он в стране далёкой

w - | w -| w - | w - | w

Таким образом, двусложные стопы бывают двух размеров и носят особые названия.

1. Xорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге.

2. Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге.

Стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом» написано хореем, а «Парус» - ямбом.


Что такое стихи. Двусложные размеры стиха

Каждый человек безошибочно отличает стихи от прозы. В этом в первую очередь ему помогает слух. Стихотворная речь резко выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью.

Сейчас мы постараемся понять, в чем тут дело. Всякое слово, которое мы произносим, обязательно несет на себе ударение, падающее на один из гласных звуков: ветер, берёза, поясок. Каждое отдельное слово, как известно, делится на слоги, и один из этих слогов всегда будет отмечен ударением...

Возьмем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и запишем его так:

  • «По зимней скучной дороге бежит борзая тройка».

Это обычная прозаическая фраза... Попробуем разбить ее на слоги и поставить соответствующие ударения.

Обозначим неударный слог обычным шрифтом, а ударный - (жирым). Поставим эти значки соответствующими слогами. Вот что у нас получится:

  • «По /зим/ней/ скуч/ной до/ро/ге/  бе/жит/ бор/за/я/ трой/ка».

Посмотрим, в строгом ли порядке расположены эти ударения. Оказывается, никакого порядка нет. Между слогами «зим» и «скуч» лежит один неударный слог. Между «скуч» и «ро» уже два, а слоги «жит» и «бор» стоят совсем рядом, без какого-либо промежуточного неударного слога. Никакого музыкального впечатления от этой простой фразы мы не получим.

Но стоит только переставить те же слова, и мы сразу ощутим музыкальный характер фразы, и узнаем в ней стих.

  • По дороге зимней, скучной
  • Тройка борзая бежит.

Что же случилось? Почему так неузнаваемо преобразилась обычная фраза: «По зимней скучной дороге бежит борзая тройка». Если мы сравним ее со стихами, то убедимся, что в стихотворении те же самые слова расположены в иной, строгой системе. Стихотворные строки отличаются особой организованностью, размеренным и правильным чередованием ударных слогов с неударными, то есть ритмичностью.

Для того чтобы убедиться в этом, разделим слова в стихотворной строчке на слоги и расставим ударения:

  • По-до-ро-ге-зим-ней-скуч-ной
  • Трой-ка-бор-за-я-бе-жит.

Вы сами видите, что после ударного слога следует неударный, что они чередуются в определенном порядке. Это станет еще понятнее, если взглянуть на схему:

II -- II -- II -- II -- II

II -- II -- II  -- II - II

Вы, вероятно, заметили, что все слоги разбиваются на группы, в каждой из которых ударный слог сочетается с неударным. Такая группа в поэзии носит название стопы.

В зависимости от количества слогов стопа может быть двусложной или трехсложной. Вот, например, двусложные стопы:

II -- II -- II

а вот стопы трехсложные:

II - - - II - - - II - - II

Порядок расположения ударных и неударных слогов в стопе называется размером. Если ударение падает на первый слог в двусложной стопе, то этот размер носит название хорей: --.

Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога», пример из которого приводится выше, написано хореем. А вот несколько строк из другого стихотворения поэта, которое также написано хореем:

  • Буря мглою небо кроет,
  • Вихри снежные крутя;
  • То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя...

(«Зимний вечер».)

Второй двусложный стихотворный размер - ямб. Ударение в этом случае падает на второй слог: сначала - неударный, а потом - ударный. В схеме это будет выглядеть так:

II -- II -- II -- II -- II

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

(«Полтава».)

Конечно, не одним только размером определяется музыкальный характер поэтического произведения... Но стихотворный размер всегда является первичной основой стиха. При этом не следует забывать, что самое главное в произведении - это мысль, чувство его творца.

(Из книги Вс. Рождественского «Читая Пушкина».)





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.