Поиск по сайту:



Литературная Борьба ЖИВОПИСЬ 60-х годов ХУДОЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНИКИ
ЖИВОПИСЬ 60-х годов ХУДОЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНИКИ Печать

 

ЖИВОПИСЬ И МУЗЫКА 60-х годов ПЕРЕДВИЖНИКИ

В 1852 году не признанный при жизни критикой, в нищете  скончался замечательный русский художник Федотов.

В момент смерти Федотова могло казаться, что его дело продолжить будет некому. Но как Гоголь, умерший в том же году, стал, по словам Чернышевского, «отцом русской прозы», так Федотов скоро нашёл преемников, развивших лучшие стороны его творчества. Этими преемниками явились художники Перо в, Крамской, Репин, Савицкий, Шишкин и многие другие, получившие впоследствии название «передвижников».

«Передвижники» создали глубоко самобытную, находящуюся на высоком художественном уровне, тесно связанную с жизнью народа и понятную ему живопись.

В общественной борьбе 60-70-х годов «передвижники» заняли своё место рядом с «Созременником» Добролюбова и Чернышевского. Молодые художники смело выступили против реакционного искусства, далёкого от жизни. Они не остановились перед открытым «бунтом» против консервативно настроенного начальства императорской Академии художеств, студентами которой они были, и порвали с академией.

Порвав с академией, они создали «Артель свободных художников», стали совместно жить и работать, образовали своеобразную коммуну. По словам Репина, они «жили высшими духовными сторонами жизни и стремились служить им.., клеймили беспощадно все уродства нашей гадкой действительности».

Уже первые полоша Перова («Приезд станового на следствие», «Проповедь в сельском храме», «Чаепитие в Мытищах»), «Знахарь» Мясоедов а, «Привал арестантов» Я к о б и, «Неравный брак» Пукирева показали, что непроходимая пропасть отделяет новую живопись от старого, академического искусства. Реакционная критика не могла не заметить глубокой внутренней связи между творчеством молодых художников и проповедью некрасовского «Современника».

Перов, Крамской и их товарищи были сторонниками Чернышевского, утверждавшего, что «прекрасное есть жизнь». Как и Некрасов, они черпали вдохновение в реальной действительности, в живой жизни находили краски, темы и мысли.

В области живописи они делали то же, что Некрасов -  поэзии, Чернышевский - в области политики, критики и философии. Эта близость проявилась в стремлении насытить картины идеями своего времени, в отказе or господствовавших прежде тем и жанров, в тяготении к народу. Некрасовская «муза мести и печали» была и их музой.

Творчество этих художников было глубоко, содержательным, идейным. Оно служило интересам неимуших и обездоленных. Сами художники, выходцы из народа, близко знали его мучительную жизнь. Гениальный Репин (1844-1930) был гыном военного поселянина, по его словам, сословия «очень презренного»; «ниже поселян считались разве ещё крепостные».

Не легче был жизненный путь И. Н. Крамского (1837-1887), мещанина по рождению. Нужда преследовала его очень долго, и даже в последние годы жизни Крамской, ставший знаменитым художником, не мог свободно отдаться любимой работе. «Я продаю себя. Кто купит?!» - восклицал он. Ф. Васильев, рано умерший от чахотки, был почтальоном. Художники К о-ш.е лев, Корз у хин, Саврасов и многие другие были пролетариями кисти, художниками-плебеями, вышедшими из народных низов. Естественно, что им были близки и понятны думы народа, что они становились последователями и учениками Чернышевского и Добролюбова - «мужицких демократов», боровшихся за счастье народа.

Вслед за Чернышевским Крамской, бывший художественным руководителем, советчиком, признанным и авторитетным теоретиком молодых художников, утверждал: «Искусство должно говорить правду о жизни... искусство должно быть национальным... Художник - критик общественных явлений... Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы... Без идеи нет искусства, но в то же время, и ешё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!»ремонтные работы на железной дороге савицкий

Любимым поэтом молодых художников, оказавшим огромное влияние на их творчество, был Некрасов. И это не случайно: всё передовое, что было в тогдашнем обществе, считало Некрасова своим поэтическим учителем. Главным героем большинства картин молодых художников был народ. Народу же посвятил и Некрасов лучшие свои произведения. Муза «передвижников», как и муза Некрасова, «была печальной спутницей печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков». Не случайно поэтому многие картины молодых художников по своей теме и исполнению были чрезвычайно близки творчеству Некрасова. Такова, например, картина Перова «Проводы покойника», в которой всё-и надломленная горем фигура вдовы, и широко раскрытые печальные глаза детей, и сумеречный, тоскливый зимний пейзаж, и гроб, обитый рогожей,- всё с удивительной силой передаёт идею поэмы Некрасова «Мороз - Красный нос» и невольно вызывает в памяти скорбные строки:

Савраска увяз в половине сугроба;

Две пары промёрзлых лаптей

Да угол рогожей покрытого гроба

Торчат из убогих дровней...

 

Ребята с покойником оба

Сидели, не смея рыдать.

И, правя Савраской, у гроба

С вожжами их бедная мать Шагала

Также необыкновенно близки некрасовским произведениям полотна художников Савицкого («Ремонтные работы на железной дороге»), Мясоедова («Земство обедает»), Кошелева («Офеня-коробейник»).

И Некрасов, и художники-«передвижники» поднимали в искусстве наиболее важные, неотложные темы. Как Островский явился «Колумбом Замоскворечья», так и они были Колумбами, открывшими читателям и зрителям почти неизвестную дотоле страну - русскую деревню.

Некрасов был первым в России поэтом труда. Труд бурлаков, детей, женщин изображали в своих картинах также Репин («Бурлаки»), Перова («Тройка»)Перова («Тройка»), Маковский («В гостях у сына») и многие другие художники. Как и Некрасов, они не ограничивались изображением страшной, уродующей человека тяжести подневольного труда, а показывали тех «дольщиков», которые присваивали себе плоды этого труда. Репин, Перов, Неврев, Маковский, Журавлёв, Прянишников, Савицкий, Пукирев и другие в ряде полотен дали полное сарказма изображение купцов, деревенских кулаков, промотавшихся бар, попов.

В 1870 г., после распада «Артели -свободных художников», значительная часть наиболее талантливых её членов организовала «Товарищество передвижных выставок». Художники стремились к тому, чтобы донести своё искусство до народа, сделать его достоянием широких демократических слоев населения. С этой целью они ежегодно стали устраивать передвижные выставки, на которых показывали свои новые работы. Эти выставки организовывались не только в Петербурге или Москве, но и в провинции. Успех их был громаден. Средствами искусства художники вели пропаганду передовых освободительных идей.

Нередко царское правительство запрещало показывать полотна «передвижников». Демократическая живопись и в этом отношении разделяла судьбу демократической литературы, безжалостно преследовавшейся царской цензурой. И всё-таки бессильными оказывались все попытки остановить и заглушить развитие реалистической живописи, ослабить её обличительную силу.

 

Передвижные выставки были фактом того же порядка, что и знаменитое «хождение в народ» Художники работали над картинами и темами, подсказанными животрепещущей действительностью, на себя смотрели как на борцов за народное счастье. Не случайно поэтому они создали ряд полотен, посвященных революционному движению современности. В этих картинах духовная близость «передвижников» демократической литературе 60-70-х годов проявляется с особенной силой. Героями их картин становились те люди, для которых

Доля народа,

Счастье его.

Свет и свобода

Прежде всего!

Художник Маковский в картине «Студенческая вечеринка» показал целую группу молодёжи, знающей, что она будет жить «для счастья убогого и тёмного родного уголка». Прянишников в картине «Порожняком» дал образ бедняка-студента, едущего в крестьянских дровнях для революционной работы в деревню. В целом ряде полотен («Под жандармским конвоем», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Подпольное собранна, «Не ждали») Репин рассказал о героической жизни «народных заступников».

Худэжпнкоь-«передзижников». воспитанных на идеях Чернышевского и Добролюбова, никогда не оставляло «жгучее святое беспокойство» за народную судьбу. Их картины звали к тому же, к чему звали Чернышевский и Добролюбов в своих статьях, Некрасов - в своих стихах и поэмах;

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрёшь не даром...

Дело прочно.

Когда под ним струится кровь.

В своих картинах они правдиво воспроизводили действительность, объясняли её ч произносили приговор над жизнью, учили жить, мыслить, бороться.

Слова Чернышевского: «Высшее назначение искусства - быть учебником жизни» - стали их девизом.

С потрясающей художественной силон им удалось выразить думы и чаяния народа. Вот почему русский народ по праву гордится перед всем культурным человечеством картинам» художников -«перезвижников»; вот почему их творчество до сих пор продолжает остазаться самой яркой, немеркнущей страницей в истории русской национальной живописи.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.