Поиск по сайту:



Литература: Литературная Борьба ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬТУРА 70-90 ГОДОВ 19 В
ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬТУРА 70-90 ГОДОВ 19 В Печать

 

ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬТУРА 70-90 ГОДОВ 19 В

Характеристика культурной жизни 70-90-х годов была бы неполной, если бы мы не уделили внимания искусству десятилетий. Это покажет нам, как, несмотря на неблагоприятные условия и правительственный гнёт, твёрдой, мощной поступью двигалось вперёд искусство России.

 

Живопись 80-х годах расцветает деятельность группы «передвижников». Крупнейшим представителем её выступает! у в это время великий художник И. Е. Репинхудожник И. Е. Репин не ждали (1844-1930)

В творчестве Релина нашли своё выражение и превосходное знание народного быта, и горячее стремление художественно отразить прогрессивные! настроения общества: протест против старых, мертвящих форм жизни и порывы к свободе. Тематика его картин чрезвычайно разнообразна.

В 1873 г. появляется на выставке его картина «Бурлаки». Картина, изо- бражаюшая толпу оборванных крестьян, идущих по песчаному берегу Волги н с мучительным усилием тянущих по реке тяжёлую баржу, произвела огромное впечатление.

Особое внимание обращали на себя картины Репина, посвященные резо- люционному движению эпохи: «Арест пропагандиста», «Под жандармским! конвоем», «Сходка», «Не ждали» и др. Среди них особенно выделялась по  тонкости психологической трактовки сюжета картина «Не ждали».

Картины «Запорожцы» и «Иван Грозный убивает своего сына Ивана» были настоящими общественными событиями. И показ свободолюбивой, буйноЙ запорожской вольницы, и обрисовка трагедии, разыгравшейся во дворце Ивана Грозного, воспринимались обществом как намёки на свободу («Запорожцы») и как протест против деспотизма («Иван Грозный убивает своего сына Ивана»).

Помимо громадного количества первоклассных картин, Репин создал целую серию превосходных портретов (А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, Н. А. Римскогс-Корсакова, Л. Н. Толстого на пашне и т. д.).

Одним из виднейших представителей демократического реализма в живописи является И. Н. Крамской (1837-1887). Он создал ряд картин, замечательных по глубине изображения сложных душевных переживаний. Таковы в особенности его «Неутешное горе», «Христос в пустыне», «Лунная ночь». Крамской, как и Репин, создал много прекрасных портретов: Шевченко, Гончарова, Л. Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др.

Крупнейшим мастером эпохи в области исторической живописи был В. И. Суриков (1848- 1916). Его картины «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и другие - превосходные по силе и правдивости картины русского прошлого.

В области батальной живописи 60-80-х годов целый переворот совершает В. В. Верещагин (1842-1904). Верещагин резко порывает со всеми традициями батальной живописи, с её парадными, эффектными и «героическими сценами». Война предстаёт на его картинах в неприкрашенном виде, с потоками крови, отрубленными головами, лазаретами и т. п. Так она рисуется в двух наиболее знаменитых коллекциях картин Верещагина: туркестанской и болгарской.

Эти картины рассматривались общественностью прежде всего как протест против милитаризма.

У Верещагина есть также картины, запечатлевшие героическую, полную подлинного патриотизма войну русского народа за свою независимость в 4812 г.

В области пейзажа в указанные десятилетия выделяется ряд художников-реалистов: И. Шишкин, А. Куинджи, В. Поленов, М. Клодт, А. Саврасов, И. Левитан и др. Наиболее талантливым и своеобразным среди них был И. Левитан (1861 -1900)-один из тончайших мастеров русского пейзажа. Он сумел схватить и запечатлеть своеобразную поэзию русской природы: скромную красоту берёзовой рощи, грусть догорающего летнего дня, очарование лунной ночи, печальные краски осени, тоскливое однообразие просёлочной дороги и т. п.

Среди мастеров русской скульптуры 70-80-х годов необходимо отметить М. М. Антокольского (1843-1902). Его первоклассные произведения («Иван Грозный», «Пётр Великий», «Умирающий Сократ», «Спиноза» и др.) поставили его в ряд крупнейших европейских скульпторов.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.