Поиск по сайту:



Литературная Борьба МУЗЫКА 70-90 ГОДОВ 19 ВЕКА
МУЗЫКА 70-90 ГОДОВ 19 ВЕКА Печать

МУЗЫКА 70-90 ГОДОВ 19 ВЕКА

В музыке 70-80-х годов громадную роль продолжают играть члены «могучей кучки»: Балакирев, МусоргскийМусоргский портрет, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи.

Примечание: «Могучая кучка», Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа или Русская пятёрка — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906).

Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».

В эти десятилетия создаются оперы Римского-Корсакова:

  • «Псковитянка» (1871),
  • «Майская ночь» (1880),
  • «Снегурочка» (1882) и
  • опера Бородина «Князь Игорь».

На 70-е годы падает и расцвет деятельности величайшего русского композитора (1840- 1893).

Первые оперы Чайковского «Опричник» и «Кузнец Вакула» относятся ещё к 70-м годам. В 1878 г. появляется его опера «Евгений Онегин», в 1883 г.- «Мазепа», в 1887 г.- «Чародейка», в 1890 г - «Пиковая дама».

Вершиной оперного творчества члены «могучей кучки»:  Балакирев и П. И. ЧайковскогоЧайковского считаются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», написанные на сюжеты Пушкина. Этот выбор не был случайным. Чайковский страстно любил родину и всё что выражало, по его мнению, национальные особенности русского народа и быта: «русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи» (из письма Чайковского).

Именно «Евгений Онегин» Пушкина - это «первая национально-русская поэма», по выражению Белинского, был для Чайковского произведением, в котором воплотилось всё, что было для композитора «дорого и свято». Сохранив в своей опере дух и характер пушкинской поэзии. Чайковский создал настолько же народное произведение, насколько народным является роман Пушкина.

Созданием «лирической оперы» (так обычно характеризуют оперный стиль Чайковского) далеко не исчерпывается деятельность великого композитора. Ему принадлежат три балета, лучшие во всём мировом балетном искусстве:

  • «Лебединое озеро»,
  • «Спящая красавица» и
  • «Щелкунчик».

Он создал ряд великолепных симфоний, среди которых особенно славятся третья, четвёртая и шестая (патетическая), несколько прекрасных симфонических фантазий («Ромео и Джульетта», «Франческа де Римини» и др.), множество произведений для фортепьяно, серию популярных романсов и т. д.

Творчество Чайковского чрезвычайно созвучно настроениям русской интеллигенции 80-х годов. В одном из писем композитор признаётся, что он весь «состоит из противоречий». Действительно, противоречия своей печальной эпохи с её порывами к борьбе и жаждой успокоения, с её мечтами о прекрасном будущем Чайковский отразил с огромной силой, искренностью и правдивостью.

Общий тон его творчества - элегический. Этот тон творчества роднит Чайковского с Чеховым.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.