Поиск по сайту:



Литература: Мировое Значение Литературы РАЗНОСТЬ ЛИЦ, ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСТВА.
РАЗНОСТЬ ЛИЦ, ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСТВА. Печать

 

РАЗНОСТЬ ЛИЦ, ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСТВА.

Исключительно широкий охват жизненных явлений, обилие и сложность поставленных проблем, стремление исследовать многообразные процессы, происходящие в мире социальных отношений, во внутренней жизни человека, породили множество художественных открытий. Новаторство критического реализма сказалось во всем: в эволюции поэтических родов и видов (жанров), в композиции художественного произведения, в сюжетах, в изображении человека, в художественной речи, в ритмическом строе стиха.

Три поэтических рода -эпос, лирика и драма, существовагшие в поэзии еще в глубокой древности,- никогда не были такими гибкими, подвижными, какими они предстали в творчестве писателей-реалистов. Эпос стал внутренне более взволнованным, лиричным (вспомним Евгения Онегина, Мер твыс души ИЛИ Кому на Руси жить хорошо); одновременно он стал и более драматичным (романы Тургенева, Толстого, Достоевского). Лирика нередко впитывала в себя отчетливо выраженные эпические мотивы (Железная дорога, Размышления у парадного подъезда). Значительные сдвиги произошли и в драме: в ней нашло свое выражение лирическое начало (например, в драматургии Чехова).

Не менее примечательны сдвиги, происшедшие в области жанра. Реализм характеризуется огромным разнообразием жанров. Вспомним, например, такие жанры, как поэма, роман, роман-эпопея, художественные мемуары, повесть, рассказ, очерк, стихотворение в прозе. Однако самое важное состоит в том, что жанры перестали быть замкнутыми, между ними возникали внутренние связи, в результате рождались переходные, пограничные формы (роман в стихах, поэма в прозе). Поэтому и сами писатели подчас испытывали затруднения при определении жанра своего произведения. Так, Л. Толстой не мог четко обозначить жанр Войны и мира, но твердо знал, что написанное им произведение не умещается в рамки романа.

Многим жанрам, существовавшим в литературе на протяжении веков, критический реализм дал новую жизнь. Это относится к жанру поэмы и еще более - к жанру романа. Именно роман с его широтой, многоплановостью, со свойственным ему проникновением в сложную систему человеческих отношений, социальных и личных, стал самым полным художественным выражением времени.

Реалистическое исследование глубин жизни породило и одно из замечательных достижений русской литературы - психологизм . Русские писатели постигали внутренний мир человека во всей его сложности, противоречивости, в постоянном движении. Художественные открытия, совершенные в этой области Тургеневым, Толстым, Достоевским, были подготовлены лирикой Пушкина, Лермонтова, романами Евгений Онегин и Герой нашего времени. Психологизм русской литературы - одно из выражений ее огромного интереса к человеку, признания его высокой ценности.

Критический реализм раздвинул границы языка художественной литераторы. И высокая книжная традиция, и традиция фольклора, и живая разговорная речь, и элементы народного просторечия - 1все это стало достоянием литературы. Писатели как бы руководствовались мыслью Пушкина: Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

Все это многообразие форм литературного творчества стало возможным потому, что критический реализм содействовал расцвету творческих индивидуальностей художников слова. Мало того, требование своеобразия и неповторимости творчества стало одним из важнейших художественных принципов критического реализма.

Горький писал, что со стороны богатства й различия типов писателя русская литература не знает себе равных, в ней не может не поражать разность лиц, приемов творчества... богатство языка.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.