Поиск по сайту:



Песни Литературного Происхож ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА С УБЕЖДЕНИЕМ И СЕРДЦЕМ ГОРЯЧИМ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА С УБЕЖДЕНИЕМ И СЕРДЦЕМ ГОРЯЧИМ. Печать

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА С УБЕЖДЕНИЕМ И СЕРДЦЕМ ГОРЯЧИМ.

И вот столица, напряженная подготовка к экзаменам. В августе Чернышевский рэобщает отцу, что принят в университет. Для студента разрядаЧобтдей словесности философского факультета началась напряженная жизнь. Когда знакомишься с его дневниками этих лет, то диву даешься а к он успевал столько прочитать, продумать, записать. Он добросовестно выполняет свои студенческие обязанности, но сколько делает сверх того!

Интересы Чернышевского-студента были разнообразны. Его занимали история и современность, политическая чкономия и филргп- фИя, литература, эстетика и этика. В студенческие годы он знако- мится с трудами французских историков, с идеями французских социолистов-утопистов... Он систематически следит за русскими журналами,уаув журналах за минувшие годы разыскивает статьи Белинского, уже тогда привлекшие его внимание. Он постоянный читатель французских газет, по которым с крайней заинтересованностью следит за революцион- ными событиями 1848 года.

1 Бурса - духовное училище, в котором воспитанники содержались на казенный счет.

2 Эстетика - наука о прекрасном в искусстве и жизни, а также наука о сущности искусства и законах его развития; система взглядов на искусство; этика - наука о нравственности.

Записи в дневнике Чернышевского этих лет полны надежд на близкую революцию, страстного ее ожидания. Он пишет о себе: С самого февраля 1848 года... все более и более вовлекаюсь в политику и все тверже делаюсь в ультрасоциалистском образе мыслей. Не только от идей зрелого Чернышевского, но и от многих мыслей студента Чернышсвского веяло духом классовой борьбы (Ленин).

В университетские годы определились взгляды Чернышевского  на литературу. Больше всего он дорожит художественной правдой. И потому ему наиболее близки писатели -обличители лжи и лицемерия. Подобно Белинскому, он видит в лучших писателях гордость, славу и честь народа: Они наши спасители, эти писатели, как Лермонтов и Гоголь...

Благодаря дневникам, письмам, воспоминаниям современников о студенческих годах Чернышевского мы живо представляем себе этот период его жизни. Перед нами предстает неутомимый искатель истины, человек, неприхотливый в быту, живущий напряженной.ум- стъётТно ии эмоциональной жизнью. Он благожелателен и душевно щедр, когда общается с людми внушающими ему уважение, он суров, когда дело касается людей, ему внутренне чуждых. Для него истинный человек - это человек с убеждением и сердцем горячим.

В июне 1850 года Чернышевский заканчивает университет. Ему всего 22 года, но это уже сложившийся человек. Приехав в университет скромным и робким юношей, еще не вполне свободным от религиозных представлений, он к 22 годам стал материалистом и атеистом, воинствующим революционером и социалистом. Он почувствовал себя способным на поступки самые отчаянные, самые смелые, самые безумные.

...Дан был ход живому слову и мышлению. Вскоре после окончания университета Чернышевский снова оказался на родине, в Саратове, куда в 1851 году был назначен учителем.

Вместе с новым учителем в гимназию пришла живая мысль. Чернышевский старался приобщить учащихся к миру возвышенных идей, к миру прекрасного. О чем бы ни говорил молодой учитель - о Жуковском, о Трех пальмах Лермонтова, о Гоголе, о революционных событиях во Франции, о крепостном праве, он внушал своим ученикам, что самое лучшее счастье - не пожалеть, если надобно, и самой своей жизни для блага людей. По словам Чернышевского, он говорил в классе такие вещи, которые пахнут каторгою.

Ученики были покорены новым учителем, столь непохожим на всех остальных. Все он делает по-своему,- заметил один из них. Больше всего поражала независимость мысли молодого учителя, его стремление вызвать у сидящих перед ним юношей потребность самостоятельно мыслить и рассуждать. Зубрение уроков словесности прекратилось, и дан был ход живому слову и мышлению,- вспоминает один из бывших гимназистов. Воздействие Чернышевского на его учеников было огромным: многие из них стали активными участниками революционного движения. Большую роль сыграло личное обаяние Чернышевского. По словам одного из выпускников саратовской гимназии, ум, обширное знание... сердечность, гуманность, необыкновенная простота и доступность... привлекли, связали на всю жизнь сердца учеников с любящим сердцем молодого педагога.чернышевская фотография 1850

Естественно, что новый учитель напугал гимназических блюстителей порядка. Какую свободу допускает у меня Чернышевский! - в страхе восклицал директор гимназии.

Он говорил ученикам о вреде крепостного права. Это - вольнодумство и вольтерьянство! В Камчатку упекут меня за него!

С саратовским периодом связано важное событие в жизни Чернышевского: здесь он встретился с Ольгой Сократовной Васильевой, дочерью местного врача, и полюбил ее. Нельзя без восхищения читать страницы дневника, где передается объяснение его с Ольгой Со-кратовной. Чернышевский говорил невесте о силе своего чувства и одновременно считал невозможным скрыть от нее и ее матери, что есть вещи, в которых он непреклонен,- это его убеждения. Их я не изменю ни для кого,- записал Чернышевский. Он так передает свой разговор на эту тему с Ольгой Сокра-товной: ...У нас скоро будет бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем... Меня не испугает ни грязь, ни пьяные мужики с дубьем, ни резня. Не испугает и меня,- ответила молодая женщина. Как похож этот разговор на уже знакомый нам диалог Елены и Инсарова!

Стремление к широкой общественной деятельности побуждает Чернышевского покинуть Саратов. В мае 1853 года он вместе с женой уезжает в Петербург. С этого времени начинается важнейший период его жизни и деятельности.





Последнее обновление 13.06.11 19:50
 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.