Методическое руководство |
Правила рус - языка |
САТИРА В СОВРЕМЕННИКЕ. |
САТИРА В СОВРЕМЕННИКЕ.
В 1859 году руководители Современника решили издавать сатирический журнал Свисток, но правительство запретило издание. И все-таки Свисток стал выходить как отдел Современника. Добролюбов, редактор этого отдела, так определял цели Свистка: ...мы свистим не по злобе или негодованию, а единственно от избытка чувств; от сознания красоты и благоустройства всего существующего, от совершеннейшего довольствия всем на свете. Иронию этих строк мог не почувствовать разве что городовой. Статьи, сатирические стихи, пародии Добролюбова, Некрасова, Чернышевского, В. Курочкина и других писателей, публиковавшиеся в Свистке, были направлены в первую очередь против либерально-обличительной литературы. Эта литература необычайно расцвела в годы подготовки крестьянской реформы. Либералы-обличители писали о чиновниках-взяточниках, тупых полицейских, казнокрадах-администраторах, но эта критика касалась лишь отдельных частных пороков, не тскрывая причин общественных язв. Обличительство, таким образом, уводило в сторону от истинных средств переустройства России. Издеваясь над горе-обличителями, Добролюбов от имени одного из них писал в стихотворении Чувство законности: От извозчиков зло и опасности... На протяжении 12 четверостиший рассказывалось о том, как Ванька просил у поэта за поездку три гривенника, а поэт дал два и еще требовал пятак сдачи. Ванька пятака не отдал и с обидой уехал... Поэт мечет громы и молнии: Я ограблен канальей безгестною... Но не это меня сокрушало:
Горько было, что ложью бесчестною Эта шельма закон искажала... Пародия - произведение, в котором путем сатирического заострения, преувеличения высмеиваются слабые стороны творчества писателя или какого-либо его произведения. Выступая против мелкого обличительства, Свисток сам обличал злоупотребления, но он доходил при этом до корня общественных бедствий. Потрясающее впечатление на читателей произвела статья Добролюбова о строительстве Волжско-Донской железной дороги -Опыт отучения людей от пищи. Читатель не только возмущался подрядчиками, по чьей вине голодали, болели,гибли, строители, но и понимал, кто стоит за спиной безжалостных хапуг и обеспечивает их безнаказанность. Добролюбов писал, например, что охотно уступил бы этот материал уголовному суду, но, к сожалению, при настоящих наших обстоятельствах такое желание было бы легкомысленным. На страницах Современника и Свистка появились и произведения знаменитого Козьмы Пруткова. Имя славное Пруткова, Имя громкое Козьмы широко известно. Афоризмы Пруткова превратились в пословицы. Так, мы говорим: Нельзя объять необъятное!; Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол-не верь глазам своим; Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе; Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння; Не все стриги, что растет; Если хочешь быть счастливым - будь им... Кто же такой Козьма Прутков? Он живет в нашем сознании как вполне реальное лицо. А между тем такого поэта никогда не было. Образ его, стихотворения, афоризмы, пьесы, биографию создала группа талантливых и остроумных молодых людей: Алексей Толстой, Алексей и Владимир Жем-чужниковы. Взгляды этого придуманного поэта наиболее полно выражены в сатирическом памфлете Проект о введении единомыслия в России. Пагубная наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее на земном круге должна быть обуздана, считает Козьма Прутков. Истинный патриот должен быть враг всех так называемых вопросов! И вот действительный статский советник и разных орденов кавалер Козьма Прутков пишет якобы далекие от политических бурь и всяческих вопросов лирические стихи. Прочитаем одно из них -Перед морем житейским: Все стою на камне; Дай-ка брошусь в море... Что сулит судьба мне: Радость или горе? Может, озадачит... Может, не обидит... Ведь кузнечик скачет, А куда - не видит. Здесь налицо признаки фетовской лирики: смутная печаль, сравнение, взятое из мира природы. Но вызывает улыбку и этот кузнечик, которого автор по недоразумению считает слепым, и легкомысленно выраженное желание покончить с собой: Дай-ка брошусь в море... И совсем смешно выглядит примечание к стихотворению: оказывается, оно написано Козьмою Прутковым в момент отчаяния и смущения его по поводу готовившихся правительственных реформ. Замечательно, что А. К. Толстой, считавший себя поэтом чистого искусства, является одним из создателей сатирического образа чиновного бюрократа и политического мракобеса, который в часы досуга занимался... чистой поэзией. Это еще одно свидетельство остроты и сложности общественной борьбы во второй половине XIX века и вместе с тем свидетельство прогрессивности всего истинно талантливого в литературе. В борьбе против безыдейности, пошлости, чиновничьего чванства и невежества Козьма Прутков участвует и сегодня.
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.