Поиск по сайту:



Анализ творчества литераторов ТОЛСТОЙ Л.Н. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА АННА КАРЕНИНА. АДВОКАТ 100-МИЛЛИОННОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАРОДА.
АННА КАРЕНИНА. АДВОКАТ 100-МИЛЛИОННОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАРОДА. Печать

 

АДВОКАТ 100-МИЛЛИОННОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАРОДА.

Духовный кризис Константина Левина отражает одну из гранен сложной внутренней борьбы в сознании самого Толстого, особенно обострившейся в 70-е годы.

Писателя неотступно преследует мысль о трагическом положении России: Переполненная Сибирь, тюрьмы, войны, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость властей... Бедственное положение народа Толстой воспринимает как свое личное несчастье, о котором невозможно ни на мгновение забыть. С. А. Толстая записывает в своем дневнике: ...страдание о несчастьях, несправедливости людей, о бедности их, о заключенных в тюрьмах, о злобе людей, об угнетении - все это действует на его впечатлительную душу и сжигает его существование.

Продолжая дело, начатое еще Войной и миром, писатель углубляется в изучение прошлого России, чтобы найти истоки и объяснение настоящего.

Толстой возобновляет работу над романом о петровской эпохе, прерванную писанием Анны Карениной. Эта работа вновь возвращает его к теме декабризма, которая привела писателя в 60-е годы к Войне и миру. В конце 70-х годов оба замысла слились в один - поистине колоссальный: Толстой задумал эпопею, которая должна была охватить целое столетие, от времени Петра до восстания декабристов. Этот замысел остался в набросках. Исторические изыскания писателя углубили его интерес к народной жизни. Он критически смотрит па труды ученых, сводивших историю России к истории царствований и завоеваний, и утверждает, что главный герой истории - народ.

Толстой изучает положение трудящихся масс в современной ему России, изучает не как сторонний наблюдатель, а как защитник угнетенных: организует помощь голодающим крестьянам, посещает суды и тюрьмы, вступаясь за невинно осужденных.

Участие писателя в жизни парода проявлялось и в его педагогической деятельности. Особенно активной она стала в 70-е годы. Толстой, по его словам, хочет образования для народа, чтобы спасти тонущих Пушкиных и Ломоносовых, которые кишат в каждой школе. Он пишет Азбуку и книги для чтения, создает для школьников свыше 600 произведений. Многие из них (Отец и сыновья, Лебеди, Котенок, Акула, Прыжок, Кавказский пленник) и сегодня - любимое детское чтение.

В начале 80-х годов Толстой участвует во Всероссийской переписи населения! Он берет на себя работу в так называемой Ржа-новской крепости - московском притоне самой страшной нищеты и разврата. Отбросы общества, живущие здесь, в глазах писателя- такие же люди, как и все. Толстой хочет помочь им встать на ноги. Ему кажется, что можно возбудить сочувствие общества к этим несчастным, что можно добиться любовного общения богатых с нищими, и все дело лишь в том, чтобы богатые поняли необходимость жить по-божески.

Но на каждом шагу Толстой видит иное: господствующие классы идут на любые преступления, чтобы удержать свою власть, свои богатства. Вот какой рисуется Толстому Москва, куда он переехал с семьей в 1881 году: Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегали их оргию и пируют.

Весь этот ужас Толстой воспринимает так остро, что ему начинает казаться недопустимым его собственное материальное благополучие. Он отказывается от привычных условий жизни, занимается физическим- трудом: колет дрова, возит воду. Стоит пойти в рабочее жилье - душа расцветает.- записывает Толстой в дневнике. А дома он не находит себе места. Скучно. Тяжело. Праздность. Жир... тяжело, тяжело. Просвета нет. Чаще манит смерть. Записи такого рбда теперь наполняют его дневники.

В конце 70-х-начале 80-х годов, когда в обстановке нарастающих народных бедствий вновь поднимается волна освободительного движения, писатель чутко улавливает приближение большого переворота. Все чаще и чаще Толстой говорит о неизбежности рабочей революции с ужасами разрушений и убийств. Он считает революцию возмездием за угнетение народа и злодеяния господ, но не верит, что в ней--спасительный выход для России.

Где же спасение? Этот вопрос становится для писателя все мучительнее. Ему кажется, что зло, насилие нельзя искоренить с помощью насилия, что лишь любовное единение людей в духе заветов древнего христианства может спасти Россию и человечество. Он провозглашает принцип непротивления злу насилием. ...У меня теперь одно желание в жизни,- пишет Толстой,- это никого не огорчить, не оскорбить, никому - палачу, ростовщику - не сделать неприятного, а постараться полюбить их.

Вместе с тем писатель видит, что палачи и ростовщики неподатливы па проповедь любви. Все сильнее и сильнее потребность обличения,--признается Толстой. И он обличает яростно и гневно бесчеловечность правительства, лицемерие церкви, праздность и разврат господствующих классов.

В начале 80-х годов завершился давно назревавший перелом в мировоззрении Толстого.

В своей Исповеди (187-1882) Толстой пишет: Я отрекся от жизни нашего круга. Писатель осуждает всю свою прежнюю Деятельность и даже участие в обороне Севастополя. Все это представляется ему теперь проявлением тщеславия, гордости, корыстолюбия, которые свойственны господам. Он обличает праздность, паразитизм, приверженность к идолу собственности, власть денег. Толстой говорит о своем желании жить жизнью трудового народа, верить его верой. Он думает, что для этого нужно отрекаться or всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть мило-ст ивым.

Общественная позиция писателя сближается, как показал В. И. Ленин, со взглядами патриархального , наивного крестьянина, Толстой переносит его психологию в свою критику, в свое учение.

В статье Л. Н. Толстой и современное рабочее движение (1910) В. И. Ленин говорит: По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России,- он порвал со всеми привычными взглядами этой среды и, в своих последних произведениях, обрушился со страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь.

Идейные искания Толстого не прекращались до последнего дня жизни. Но, как бы ни развивались далее его взгляды, основой их остается защита интересов многомиллионных крестьянских масс. И когда в России бушевала первая революционная буря, Толстой писал: Я во всей этой революции состою в звании... адвоката 100-миллпонного земледельческого народа (1905).

Мировоззрение Толстого, ставшего, по словам Ленина, первым мужиком в литературе, нашло выражение во многих его произведениях, написанных в 80-90-е и в 900-е годы: в рассказах , пьесах , статьях, в последнем из его романов- Воскресении.

1 Патриархальный - здесь в значении: верный старым традициям и заветам (от греч. patriarches - глава рода). Патриархальность, свойственная значительной части русского крестьянства, представляла собой сложное, противоречивое смешение добрых нравственных правил, выработанных народом в течение веков, и отсталых взглядов, суеверий. Эта старая патриархальная Россия после 1861 года, - писал В. И. Ленин, - стала быстро разрушаться под влиянием мирового капитализма.

2 Адвокат - защитник на суде; в широком смысле: чей-либо защитник.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.