Поиск по сайту:



Литература XIX века ВАЖНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
ВАЖНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ Печать

 

ВАЖНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Гротеск (от франц. grotesque - смешной, необычный) -один из способов сатирического изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического.

Гротеск служит выявлению нелепости, противоестественности тех или иных сторон общества и осмеянию их (например, История одного города, сказка Дикий помещик М. Е. Салтыкова-Щедрина).

 

Гуманизм литературы (от лат. humanus - человеческий, человечный)- идеи добра, справедливости, человечности, выраженные в литературе; борьба средствами искусства слова за установление общественных отношений, обеспечивающих свободу и всестороннее развитие личности.

Идеями гуманизма проникнуто передовое искусство всех времен и народов. Гуманизм русской литературы XIX века проявляется в утверждении ценности человеческой личности, в защите идеи братства людей, непримиримой борьбе с любыми формами угнетения человека человеком.

 

Драма (от греч. drama - действие) - один из трех поэтических родов, рассчитанный на сценическое воплощение. В основе драмы лежит конфликт (острое столкновение), позволяющий обнажить внутренние противоречия жизни, человеческих характеров. Драматическим произведениям свойственны сжатость, концентрирован-ность содержания, поскольку действие в драме должно длиться не более 2-3 часов и при этом быть полностью завершенным. Драма как поэтический род делится на три основных жанра (или вида): трагедию, комедию и драму в узком смысле слова.

Драма как жанр представляет собой произведение, в основе которого лежит социально-психологический конфликт, отражающий существенные для данной эпохи И среды жизненные противоречия (например, Гроза, Три сестры).

 

Жанр (от франц. genre - род, вид, манера в искусстве) -устойчивая форма организации художественного произведения. Слово жанр может обозначать принадлежность произведения к эпосу, лирике, драме (их также обозначают термином поэтический род). Но чаще всего слово жанр применяется в более узком смысле, для обозначения тех многообразных видов литературы, которые входят в литературный род (роман, рассказ, повесть, очерк, поэма, лирическое стихотворение, стихотворение в прозе, комедия, драма, трагедия и т. д.).

Жанры возникают и развиваются в зависимости от тех задач, которые решает литература, от эстетических взглядов писателей, от характера жизненного материала, к которому они обращаются. Каждый крупный писатель вносит свои изменения в жанровые формы.

В литературе второй половины XIX века шло бурное развитие жанров, особенно жанра романа. Границы жанров раздвинулись, возникли жанры пограничного характера. Например, до сих пор идут споры, являются ли чеховские пьесы Чайка, Вишневый сад комедиями или драмами. Чтобы подчеркнуть их своеобразие, иногда употребляют термин лирическая комедия.

 

Идеал (от греч. idealis - идеальный, вполне соответствующий идее, воплощающий ее) - представление людей о совершенной жизни, о совершенном человеке. Идеал рождается в определенных исторических условиях и меняется с изменением этих условий. Каждый общественный класс создает свои идеалы. Вместе с тем идеал, который вырабатывается прогрессивными историческими силами на различных этапах развития общества, несет в себе и нечто общее, устойчивое, даже вечное (например, идеалы добра, справедливости, мужества, верности, любви к родине).

Идеал эстетический - воплощение представлений об истинной красоте (см. Прекрасное).

 

Идейность литературы (от греч. idea -идея, понятие, образ) - выражение в художественных произведениях передовых политических, философских, нравственных и эстетических идей. Идейность - важнейшее условие подлинной художественности. Благодаря высокой идейности передовая русская литература стала могучим фактором общественного развития.

 

Искусство для искусства (чистое искусство) -эстетическая теория, распространившаяся в России в середине XIX века. Ее сторонники утверждали независимость художника и его творчества от практических запросов времени, от общественной жизни.

Как показала революционно-демократическая критика, теория искусства для искусства несостоятельна: любое художественное произведение утверждает те или иные общественные идеи.

Талантливые писатели 50-70-х годов XIX века, защищавшие теорию чистого искусства, в своей художественной практике в значительной степени преодолевали эту теорию и создавали произведения, утверждающие добро и красоту, воспитывающие лучшие человеческие чувства.

 

Классическая литература (от лат. ctassicus - образцовый) - литература, которая достигла наиболее высокой степени совершенства и выдержала испытание временем. Классическая литература сохраняет значение бессмертного образца для всех последующих писателей.

 

Конфликт драматический, или драматургический (от лат. conflic-tus - столкновение, разногласие, спор),- изображение в произведении для сцены острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций.

 

Мировоззрение писателя - система его взглядов на окружающий мир. Мировоззрение представляет собой сложное единство политических, философских, эстетических, этических, научных взглядов, оно определяет отношение человека к жизни, характер его деятельности.

Передовое мировоззрение, осознание писателем истинных потребностей времени - важное условие создания великих произведений искусства. Ложные идеи, заблуждения, иллюзии ограничивают творческие возможности писателя, уводят его от жизненной правды.

Мировоззрение многих писателей XIX века было глубоко противоречивым, оно отражало противоречия самой действительности. В. И. Ленин впервые раскрыл сущность и истоки противоречий во взглядах и творчестве Л. Н. Толстого и тем самым указал путь, ведущий к уяснению мировоззрения художника.

В процессе художественного творчества, углубленного проникновения в жизнь талантливые, честные писатели нередко преодолевали ложные взгляды, подчиняясь истине жизни.

 

Народность литературы - выражение в литературе общенародных идеалов, интересов, стремлений, а также опора на художественные традиции, выработанные народом.

По воспоминаниям Клары Цеткин, В. И. Ленин говорил: Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, поднимать их.

Русская классическая литература XIX века - литература подлинно народная: она стала ценнейшим общенародным достоянием, так как в ней воплощена духовная связь писателей с народом.

 

Новаторство - обогащение искусства новыми идеями, новыми средствами художественного отражения жизни, обновление искусства, связанное с тем, что каждая эпоха выдвигает перед ним новые задачи. Новаторство предполагает не отрицание художественных традиций, а критическое освоение и развитие их.

Каждый великий писатель XIX века стремился понять потребности времени и вносил повое в историко-литературный процесс, опираясь при этом на творческий опыт своих предшественников. Так, открытая Л. Толстым диалектика души в отдельных элементах присутствовала в творчестве Пушкина и Лермонтова; новаторство Чехова в области драматургии было подготовлено пьесами жизни А. Н. Островского.

 

Прекрасное - наиболее совершенное, с точки зрения идеалов человека, в природе, общественной жизни, в человеке, в искусстве. Познание и создание прекрасного доставляет людям радость, духовно обогащает их. Прекрасное в искусстве неотделимо от художественной правды. Л. Толстой писал в одном из Севастопольских рассказов: Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого я старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен,- правда.

Представления о прекрасном в жизни и искусстве меняются в процессе развития человеческого общества. Эти представления зависят от политических, нравственных и эстетических идеалов данного общественного класса. Но при всей изменчивости представлений о прекрасном в них есть и нечто устойчивое, отобранное и закрепленное всем ходом развития общества.

Стремление человечества к прекрасному требует борьбы против сил, враждебных человеку, его свободе и счастью, против низменного, уродливого. Поэтому прекрасным в литературе может быть изображение трагических событий, обличение отрицательных, безобразных явлений действительности, противостоящих высоким идеалам.

Опыт, накопленный великими русскими писателями XIX века, обогатил и расширил представление о прекрасном.

 

Психологизм (от слова психологиявозникшего из греческих: psyche - душа и logos - учение) -способность искусства постигать и изображать процессы психической жизни человека.

Изображение внутреннего мира человека мы найдем у всех выдающихся писателей. Но только на определенной стадии литература проявила глубокий интерес к исследованию и воспроизведению сложных, изменчивых, противоречивых процессов, происходящих в дознании человека,-к диалектике души.

Психологизм - одм из выдающихся художественных достижений литературы второй половины XIX века, в частности Толстого и Достоевского. Психологизм позволил углубить представление человека о самом себе, увидеть в людях богатейшие духовные возможности, открыть новые пути их нравственного совершенствования.

 

Публицистика (от лат. publicus - общественный) -литература, посвященная злободневным общественно-политическим вопросам. Ярко выраженный публицистический характер приобрели во второй половине XIX века литературно-критические статьи Чернышевского, Добролюбова, Писарева.

Публицистичность может стать органическим элементом художественных произведений (роман Что делать?, произведения Щедрина, Толстого, Достоевского). В таких произведениях рассуждения автора нередко сопутствуют изображению жизни; для них характерно также открытое выражение автором своих позиций, симпатий и антипатий.

 

Реализм (критический) (от лат. realis - действительный, вещественный, подлинный)-художественный метод, который определял характер творчества русских писателей XIX века. Критический реализм представляет собой художественное исследование жизни, постижение и воссоздание лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

В произведениях критического реализма раскрывается духовный мир человека в его индивидуальных проявлениях и типических чертах, сложившихся под влиянием определенных социально-исторических условий.

Писатели-реалисты показывают сложность, противоречивость, взаимосвязанность жизненных явлений. Их творческая деятельность проникнута стремлением глубоко и полно передать правду жизни и произнести свой суд над ненормально устроенным обществом. Во имя высоких общественных идеалов критический реализм решительно выступает против уродливых общественных условий, калечащих жизнь людей. Литература критического реализма становится подлинным учебником жизни для современников писателей и последующих поколений.

 

Роман (от франц. гопгап - романский; так называли в средние века произведения, написанные на одном из живых романских языков - французском, итальянском и др.- в отличие от произведений на латинском языке) -эпический жанр, расцвет которого связан с утверждением в литературе критического реализма. Роман показывает жизнь в ее полноте, в многообразных ее проявлениях и связях. Это определяет и структуру романа: события в нем обычно охватывают большой период времени, действие переносится из одного места в другое, при этом подробно описывается обстановка. В романе мы встречаем много действующих лиц, в нем развивается

несколько сюжетных линий. Широко изображается исторический и социальный фон, на котором разворачиваются события, связанные с судьбами центральных героев. Автор романа свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям и публицистическим рассуждениям. Жанр романа с его сложной и одновременно свободной структурой стал в XIX веке литературным выражением социальных, философских, нравственных, психологических проблем времени. Он отвечал возросшей потребности понять, исследовать жизнь.

 

Стиль писателя (от греч. stylos - палочка для письма на дощечке, покрытой воском) -идейно-художественное своеобразие творчества писателя, внутреннее единство всей системы средств художественного отражения жизни в его произведениях.

Стиль писателя определяется его взглядом на жизнь, эстетическими позициями, творческой индивидуальностью (характером дарования) и вместе с тем воплощает в себе общие черты литературного направления, возникшего в соответствующих исторических условиях.

Понятием стиль обозначают также своеобразие художественной речи писателя.

 

Традиции в литературе (от лат. traditia - передача) - устойчивые и вместе с тем развивающиеся черты литературы, живущие на протяжении больших исторических периодов и передающиеся от одного поколения писателей к другому, из одной страны в другую.

Искусство каждого крупного писателя опирается на достижения его предшественников. Новаторство в литературе возможно только на основе творческого освоения передовых традиций прошлого. Так, литература второй половины XIX века была подготовлена художественным опытом писателей первой половины века. Каждая национальная литература создает свои традиции, которые обогащают литературу других народов. Такие традиции русской классической литературы, как органическая связь с освободительным движением, высокая идейность, гуманизм, народность, стремление дойти до корня в поискахответов на вопросы, имеющие общечеловеческое значение, оказали большое влияние на развитие литературы Европы и всего мира.

 

Эстетика (от греч. aisthesis - ощущение, чувство) - наука о сущности искусства и закономерностях его развития, а также об отношении человека к прекрасному в жизни и искусстве; система взглядов на искусство. Писатель, создавая свои произведения, исходит из определенной системы взглядов на искусство, которые он претворяет в своем творчестве.

Эстетика как наука постоянно развивается, обобщая художественный опыт каждого нового этапа в развитии искусства.

Далее  - хронологическая таблица литературных событий XIX века.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.