Методическое руководство |
Правила рус - языка |
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (Двусложная стопа) |
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (Двусложная стопа)
Главный признак стихотворной речи - ритм. В основу ритма стихотворной речи положено равномерное чередование строк с одинаковым количеством слогов и равномерное чередование слогов, ударных и неударных, в каждой строчке. Посмотрим, как чередуются слоги ударные и неударные в стихотворении Фета «Я пришёл к тебе с приветом». Я пришёл к тебе с приветом - w | -w | - w | - w В такой схеме повторяется группа - (ударный, неударный слог). Такая повторяющаяся группа слогов, в которую входит один слог ударный и один или несколько примыкающих к нему неударных слогов, называется стопой. Стопы бывают двусложные (один слог ударный, другой - неударный) и трёхсложные (один слог ударный и два неударных). В стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом» стопа двусложная и ударение падает на нечётные слоги (первый, третий и т. д.). В стихотворении Лермонтова «Парус» стопа тоже двусложная, но в ней ударение падает на чётные слоги (на второй, - четвёртый и т. д.). Что ищет он в стране далёкой w - | w -| w - | w - | w Таким образом, двусложные стопы бывают двух размеров и носят особые названия. 1. Xорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге. 2. Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге. Стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом» написано хореем, а «Парус» - ямбом. Что такое стихи. Двусложные размеры стихаКаждый человек безошибочно отличает стихи от прозы. В этом в первую очередь ему помогает слух. Стихотворная речь резко выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью. Сейчас мы постараемся понять, в чем тут дело. Всякое слово, которое мы произносим, обязательно несет на себе ударение, падающее на один из гласных звуков: ветер, берёза, поясок. Каждое отдельное слово, как известно, делится на слоги, и один из этих слогов всегда будет отмечен ударением... Возьмем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и запишем его так:
Это обычная прозаическая фраза... Попробуем разбить ее на слоги и поставить соответствующие ударения. Обозначим неударный слог обычным шрифтом, а ударный - (жирым). Поставим эти значки соответствующими слогами. Вот что у нас получится:
Посмотрим, в строгом ли порядке расположены эти ударения. Оказывается, никакого порядка нет. Между слогами «зим» и «скуч» лежит один неударный слог. Между «скуч» и «ро» уже два, а слоги «жит» и «бор» стоят совсем рядом, без какого-либо промежуточного неударного слога. Никакого музыкального впечатления от этой простой фразы мы не получим. Но стоит только переставить те же слова, и мы сразу ощутим музыкальный характер фразы, и узнаем в ней стих.
Что же случилось? Почему так неузнаваемо преобразилась обычная фраза: «По зимней скучной дороге бежит борзая тройка». Если мы сравним ее со стихами, то убедимся, что в стихотворении те же самые слова расположены в иной, строгой системе. Стихотворные строки отличаются особой организованностью, размеренным и правильным чередованием ударных слогов с неударными, то есть ритмичностью. Для того чтобы убедиться в этом, разделим слова в стихотворной строчке на слоги и расставим ударения:
Вы сами видите, что после ударного слога следует неударный, что они чередуются в определенном порядке. Это станет еще понятнее, если взглянуть на схему: II -- II -- II -- II -- II II -- II -- II -- II - II Вы, вероятно, заметили, что все слоги разбиваются на группы, в каждой из которых ударный слог сочетается с неударным. Такая группа в поэзии носит название стопы. В зависимости от количества слогов стопа может быть двусложной или трехсложной. Вот, например, двусложные стопы: II -- II -- II а вот стопы трехсложные: II - - - II - - - II - - II Порядок расположения ударных и неударных слогов в стопе называется размером. Если ударение падает на первый слог в двусложной стопе, то этот размер носит название хорей: --. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога», пример из которого приводится выше, написано хореем. А вот несколько строк из другого стихотворения поэта, которое также написано хореем:
(«Зимний вечер».) Второй двусложный стихотворный размер - ямб. Ударение в этом случае падает на второй слог: сначала - неударный, а потом - ударный. В схеме это будет выглядеть так: II -- II -- II -- II -- II Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. Конечно, не одним только размером определяется музыкальный характер поэтического произведения... Но стихотворный размер всегда является первичной основой стиха. При этом не следует забывать, что самое главное в произведении - это мысль, чувство его творца. (Из книги Вс. Рождественского «Читая Пушкина».)
|
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.