Поиск по сайту:



Литературная Борьба САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 60-х ГОДОВ. «СВИСТОК» И «ИСКРА»
САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 60-х ГОДОВ. «СВИСТОК» И «ИСКРА» Печать

 

САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 60-х ГОДОВ. «СВИСТОК» И «ИСКРА»

В политической и литературной борьбе, которую вели революционные демократы 50-60-х годов, ими было выковано разящее оружие - сатира.

50-60-е годы выдвинули Салтыкова-Щедрина, давшего ряд бессмертных сатир в прозе. Те же годы выдвинули большую группу поэтов-сатиоиков, оружием стиха боровшихся за свержение всех старых порядков. К числу этих поэтов следует отнести в первую очередь Некрасова, в творчестве которого сатира всегда занимала почётное место, Н. А. Добролюбова и В. С. Курочкина. Расцвет сатирической поэзии был вызван стремлением передовой части общества к беспощадному осмеянию тех порядков, которые привели царскую крепостническую Россию к военному разгрому под Севастополем.

Не льстивый бард, не громкий лирик,

Не оды сладеньких певцов,

А вдохновенный злой сатирик

- Лоток правдивых горьких слов Нужны России...-

писал Н А. Добролюбов.

«Свисток»

В 1859 г. по предложению Добролюбова и Некрасова при «Современнике» начинает выходить специальное сатирическое прибавление «Свисток». «Свисток»,- вспоминал незадолго до смерти Некрасов,- придумал собственно я, а душу ему, конечно, дал Добролюбов». В том же 1859 г. поэт В. С. Курочкин и художник Н. А. Степанов основали журнал «Искра».

Несмотря на цензурный «мороз», «Свисток» нападал на всё реакционное, что было в тогдашнем обществе: подвергал осмеянию правительственный произвол, бичевал либералов, обещавших «всё исправить и исцелить... втихомолку и понемножку», издевался над теми дворянскими писателями и поэтами, творчество которых было чуждо и враждебно интересам народа. «Искра» стояла на тех же идейных позициях, что и «Свисток», у них были общие враги и общие друзья и соратники. Добролюбов охотно сотрудничал в «Искре»; в свою очередь Курочкин разделял взгляды Добролюбова, Щедрина и Чернышевского

«Свисток» и «Искра» говорили горькую и смелую правду о самодержавной России и скоро приобрели необыкновенную популярность. Несмотря на то что «Сзисток» выходил всего четыре года (в 1863 г. он был запрещён цензурой), он оставил после себя заметный след в истории русской литературы и явился одним из самых ярких отражений литературной борьбы конца 50-х - начала 60-х годов XIX в.

 

«Искражурнал искра»

«Искра» просуществовала дольше «Свистка»: она была запрещена цензурой в 1873 г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров. Номера «Искры», выходившей сначала еженедельно, э потом даже два раза в неделю, становились значительным общественным событием. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах. По словам современников, «Искра» играла в Петербурге как бы роль «Колокола». То же в своей «Истории русской литературы» говорит об «Искре» Горький: «Роль «Искры» была огромна. «Колокол» Герцена был журналом, пред которым трепетали верхние слои общества столицы, «Искра» распространялась в нижних слоях и по провинции. «Искра» в первом же году издания поняла, что дело не в мелочных обличениях взяточничества и т. д., а в общих условиях социального быта России... её хороший, здоровый демократизм не пропал даром».

 

В С Курочкин

Душой «Искры» был Василий Степанович Курочкин (1831-1875), талантливый поэт, блестящий переводчик

французского поэта Беранже и прекрасный журналист. Сын отпущенного на вол:о крепостного, он учился в кадетском корпусе, недолгое время был офицером, затем вышел в отставку, мечтая заняться литературой. Первые его литературные опыты успеха не имели, и только переводы из Беранже принесли Курочкину громкую известность. Благодаря ему Беранже, народный поэт Франции, стал одним из любимейших поэтов русских демократических читателей.

Но Курочкин не удовлетворялся одной литературной деятельностью, его тянуло к прямому революционному действию, и оч стал одним из организаторов и руководителей революционного общества «Земля и воля», боровшегося за интересы ограбленного реформой крестьянства. Хотя правительство не знало о тайной революционной деятельности Курочкина, он всё же считался одним из самых опасных врагов «общества». В 1866 г., после покушения Каракозова на Александра II, Курочкин был арестован и несколько месяцев просидел в Петропавловской крепости. Выпущенный на волю, он почти до самой смерти оставался под надзором полиции. Умер Курочкив в жестокой нужде, пережив основанный им журнал на два года.

Поэзия Курочкина - поэзия борьбы. Беспощадно осмеивал он титулованных воров, высших чиновников, либералов, литературных мракобесов. О чём бы ни писал Курочкин, он всегда видел основную причину всех общественных бедствий - самодержавие:

Я нашёл, друзья, нашёл,

Кто виновник бестолковый

Наших бедствий, наших зол.

Виноват во всём гербовый, Д

вуязычный, двуголовый,

Всероссийский наш орёл.

 

Поэзия Курочкяна полна веры в победу над «торжествующим злом», в то, что «в сиякьи дня исчезнет мрак».

Поэт понимал, что без революционного насилия невозможна победа нал реакцией. Старый мир добровольно не уступит ни малейшей частицы тех богатств, которые им отняты у трудящихся.

Нужны усилия страшные вновь.

Жертвы, мученья, темницы и кровь.

Чтоб хоть крупицы от них уступила.

Грубая сила, стихийная сила.

Как Чернышевский и Добролюбов, Курочкин был «мужицким демократом», умевшим, несмотря на все препятствия цензуры, проводить в своём творчестве идеи крестьянской революции.

Далее  расскажем о журнале Русское Слово.





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.