Поиск по сайту:



КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО АНАЛИЗ ПОЭМЫ Печать

 

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

Кому на Руси жить хорошо - воплощение народности, которая свойственна всей поэзии Некрасова.

Мы называем литературу народной, когда она выражает идеалы стремления лучших сынов и дочерен народа, изучает и изображён ет жизнь на основе передовых идеи эпохи, всегда служащих народным интересам, наследует и развивает художественные традиции, созданные народом. Называя писателя народным, мы тем самым Даем высочайшую оценку его творчеству. Изучая великую поэму Некрасова, вы увидите, что она отвечает всем этим требованиям.

Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, революционер-демократ по убеждениям, Некрасов в своей поэме, как и в лирике, передал мысли и чувства наиболее сознательной части крестьянства.

Ленинская Правда еще до Октября опубликовала отзывы крестьян о стихах Некрасова. Вот один из них: ...в поэзии Некрасова живет моя душа и все мое существо со всеми верованиями и надеждами... Сколько он дал мне счастливых минут в жизни, за это будь благословенно имя его.

 

Народное море. В центре некрасовской поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя родной земли. Некрасов рисует, говоря словами В. И. Ленина (из его статей о Л. Н. Толстом), народное море, взволнованное до самых глубин, крестьянские массы, которые только что вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни.

Поэма отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни пахаря-рождение ребенка и крестины, свадьба и похороны, труд на поле и работа на стороне, страда и ярмарка, пир и голод, мнимое освобождение, бунты, допросы, порка, тюрьма, рекрутчина - все вместилось в поэму.

Рассказ о путешествии странников в поисках счастливого позволили автору населить страницы поэмы бесчисленным множеством персонажей. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян-пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев и других людей из народа. И каждый из этих персонажей- живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.

Как удается поэту в нескольких строках нарисовать запоминающееся человеческое лицо, а иногда и целую человеческую жизнь? Поэт умеет найти такую портретную или бытовую деталь, которая выявляет в человеке главное, особенно для него характерное.

Вспомните сменяющие друг друга образы крестьян в главе Счастливые. Лишь несколько штрихов - и человек предстает перед нами как живой. Вот один из счастливых:

Желтоволосый, сгорбленный

Подкрался робко к странникам

Крестьянин-белорус.

Один только внешний штрих сгорбленный, одна деталь, рисующая движения, походку (подкрался робко) - и мы видим этого изголодавшегося, приниженного бедняка. Какой страшной должна быть жизнь, если все счастье человек видит лишь в хлебе. Крестьянин-белорус искренне чувствует себя счастливым:

...А ныне, милость божия!

- Досыта у Губонина

Дают ржаного хлебушка,

Жую - не нажуюсь!

Еще одна деталь дополняет этот трагический образ: уважительно, любовно говорит белорус - не хлеб, а хлебушко.

Некрасов в своей поэме рисует и отдельных представителей народа, и массовые сцены. Мы видим толпу крестьян, и в этой толпе мелькают выразительные лица, чьи-то голоса выделяются в нестройном, многоголосом хоре.

Явление, которое мы уже наблюдали в лирике Некрасова,- многоголосие-получает блестящее развитие на страницах его поэмы. Мастер речевой характеристики, поэт вводит в массовые сцены реплики, словечки столь характерные, что за ними встает подчас целая жизнь, раскрывается миросозерцание народное. Для этого поэт находит в сокровищнице русской речи такое

...слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо.

Вспомните дорогу многолюдную в главе Пьяная ночь:

Дорога стоголосая Гудит!

Что море синее,

Смолкает, подымается

Народная молва.

В этом море людских голосов выделяются совсем короткие реплики, а какой в них глубокий смысл! Вслушайтесь в голоса крестьян:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана...

Это о пресловутой воле... А вот о царских чиновниках, только что пронесшихся по дороге на тройке с бубенчиками:

- А я к тому теперича:

И веник дрянь, Иван Ильич,

А погуляет по полу,

Куда как напылит

Вот другого рода слова - о жизни самих крестьян:

В канаве бабы ссорятся,

Одна кричит: Домой идти

Тошнее, чем на каторгу!

Другая: Врешь, в моем дому

Похуже твоего!

Так раскрываются сквозные темы поэмы: судьба народа в пореформенную эпоху, ненависть народа к его поработителям, горькая доля крестьянской женщины...





 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Все предложения начинать с заглавной буквы;
» Нормальным русским языком, без сленгов и других выражений;
» Не менее 30 символов без учета смайликов.